ПЕСАХ В ПЕРВОИСТОЧНИКАХ
Раздел: Еврейские праздники Дата: 18/02/2009

Может показаться, что, поскольку Песах имеет такую древнюю традицию, нам будет не сложно выбрать текст из Торы, относящийся к этому празднику. Но это как раз такой праздник, к которому труднее всего подобрать текст - и именно потому, что ему посвящено огромное количество текстов.



Наиболее известен и популярен среди евреев текст пасхальной Агады, которая переиздавалась намного чаще, чем любой другой еврейский текст, включая Тору, Талмуд и Сидур. Сегодня известны более четырех тысяч различных версий и публикаций Агады.

Я выбрал для вас отрывки из Агады, которые наиболее четко выражают основные аспекты праздника.

Первое: каждый еврей должен почувствовать, что он лично участвовал в основных исторических событиях жизни своего народа.

"В каждом поколении каждый еврей должен почувствовать, чти он сам, лично, был освобожден из Египта".

Второе: празднование Песаха связано с целым рядом традиционных действий; мы пользуемся специальной посудой и едим особые блюда.

"Маца - хлеб нашей бедности, который ели наши предки в земле Египта. Пусть каждый, кто голоден, войдет и ест".

Третье: история Исхода из Египта должна быть рассказана детям так, чтобы каждый из них, независимо от его возраста, характера и уровня развития, понял ее.

"Тора рассказывает о четырех сыновьях: один - мудрый, другой - злой, третий - простодушный и четвертый - на знающий, как спросить''.

Четвертое: рассказ об Исходе из Египта должен передаваться из поколение в поколение как живое повествование на злобу дня, а не как воспоминание о чем-то давно минувшем; ни в коем случае это не должно напоминать лекцию на историческую тему.

"Тот, кто превосходит других в рассказывании истории Исхода из Египта, достоин похвалы".

Почему история Исхода из Египта - особенная история?

Во время пасхального Седера история Исхода не просто рассказывается, а разыгрывается. По традиции при этом используют особые предметы. Рассказ содержит заранее приготовленные вопросы и ответы. Дети, ожидающие ответов на свои вопросы, являются полноправными участниками событий наряду с родителями и ведущим Седер. Слушатели тоже стремятся принять участие в рассказе. История Исхода очень динамична. Предлагая свою интерпретацию событий, ведущий Седер добивается создания особой праздничной атмосферы и эффекта подлинного участия в событиях. Если он ведет Седер мастерски, то слушатели часто забывают о том, где они находятся, и уносятся мыслями в прошлое.

Кому мы рассказываем историю Исхода? Наши дети очень разные. Среди них есть и умные, и злые, и простодушные, и те, которые даже не знают, как спросить. И взрослые люди тоже разные. Поэтому, рассказывая об Исходе из Египта, нужно помнить обо всех - детях и взрослых и о каждом в отдельности. История Исхода должна быть доступна всем сидящим за вашим столом во время Седера, независимо от того, являются ли они вашими учениками или просто друзьями.

Как рассказывается эта история?

Седер начинается с того, что ведущий поднимает преломленную мацу и произносит: "Вот скудный хлеб, который ели наши предки в земле египетской". Слушая рассказ и пробуя горькие травы - марор, мы как бы разделяем горькую судьбу наших предков. Это уже не история, это - наша судьба. Вот это и является самым важным аспектом праздника Песах: каждый чувствует, что это он сам вышел из Египта. И это - правда.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

I Задачи обучения

1. Познакомить учеников с историей праздника.
2. Познакомить детей с мицвот, обычаями и ритуалами, связанными с Песахом.
3. Привлечь всех учеников к участию в пасхальном Седере с тем, чтобы они поняли, что означают слова: "В каждом поколении каждый еврей должен ощутить, что он лично вышел из Египта".
4. Познакомить детей с различными разделами Агады, в зависимости от их возраста.

II. Как возник этот праздник?

Песах - это праздник, история которого рассказана в Торе, в Книге Шмот. Мы празднуем Песах в память о событии, положившем начало еврейскому народу как единой нации, в память о Б-жественном освобождении еврейского народа из рабства Песах - это праздник свободы. В нем отражена глубокая связь между Б-гом и еврейским народом и всеобъемлющая власть Б-га над миром.

III. Что означают разные названия праздника Песах?

Как и некоторые другие праздники, Песах имеет несколько названий'
Хаг а-Песах - праздник пасхальной жертвы. В Торе сказано, что мы должны приносить пасхальную жертву в память об освобождении еврейского народа из рабства. Кроме того, слово пасах на иврите буквально означает прошел мимо, пропустил, миновал Это название напоминает нам о том, что во время десятой казни ангел смерти прошел мимо домов евреев, умертвив всех первенцев египтян
Хаг а-авив - праздник весны. С Песахом связано возникновение календаря у евреев.
Б-г говорит Моисею и Аарону, что месяц, в который они покинули Египет, будет для них первым из месяцев С этого времени - времени Исхода из Египта - еврейский народ начинает исчислять время странствования в пустыне.
Песах всегда выпадает на весну. Это время, когда земля возвращается к жизни после зимнего сна и начинается сезон цветения в Земле Израиля.
Хаг а-мацот - праздник опресноков. Тора говорит, что в Песах евреи должны есть мацу
Маца имеет по меньшей мере два символических значения:
во-первых, это хлеб бедности, простой хлеб рабов;
во-вторых, это хлеб из не успевшего подняться теста.
Евреи покинули Египет в спешке, так что тесто не успело подняться. Маца должны напоминать нам об этом событии.
Зман хэрутейну - время нашей свободы. В этот праздник мы отмечаем освобождение евреев из египетского рабства. Мы начинаем жить как свободный народ со времени Исхода из Египта.

IV. Что такое Агада?

Пасхальная Агада - это сборник текстов, который используется во время пасхального Седера. В ней описана история Исхода и традиционные ритуалы праздника; она включает в себя также молитвы и песни.
Агада - не обычная книга, в которой ведется последовательное повествование. Собранные в ней тексты являются как бы сценарием пасхального Седера - лэйл а-Седер.
В Агаде есть разделы, как бы не связанные с остальными. Учителю следует выбрать те разделы Агады, с которыми он хочет ознакомить учеников, - в зависимости от того, какую тему он хочет разобрать (например, "четыре вопроса, порядок Седера, "четыре сына", песня "Даейну" или особые брахотна блюда, которые подают в этот вечер).

V. Над какими вопросами следует подумать, планируя занятия по теме?

* Поскольку Седер - это событие, к участию в котором следует привлечь всех, то как его можно использовать для эффективного обучения? При этом нужно решить вопрос, что лучше: рассказать о традициях Седера или провести в школе Седер, в котором смогут принять участие все дети и их родители.
* б) Что можно включить в Седер, чтобы сделать его современным праздником свободы в нашей стране?
* Если этот урок - единственная возможность для учеников узнать о Песахе, чему, в первую очередь, следует научить их?
* Придавая этому празднику особое значение, как я могу помочь семьям учеников подготовиться к празднованию Песаха?
VI. План изучения темы
1. Прочтите диалог Милы и Лени.
2. Рассмотрите и обсудите рисунки на странице, посвященной Песаху.
3. Накройте стол для Седера и объясните, что означает каждый предмет на столе.
4. Подготовьте блюдо Седера и объясните символическое значение каждого из предметов
5. Изготовьте ритуальные предметы, которые можно будет использовать дома и в школе: салфетку для мацы, блюдо для Седера, бокал пророка Элияу и салфетку для афикомана.
6 Организуйте репетицию Седера в школе, пригласив детей и родителей.
7. Сделайте магнитофонные записи пасхальных песен, которые дети смогут взять для прослушивания домой.
8. Подготовьте специальный урок о Песахе для родителей. Начните его со знакомства родителей с историей Исхода. Затем предложите им принять участие в инсценировке или обсуждении нескольких сюжетов, например:
- "Четыре названия праздника". Почему используют эти названия?
- "Четыре сына". Изготовьте куклы, надевающиеся на пальцы или на руку, которые представляют мудрого сына, неразумного сына, нечестивого сына и того, который не знает, как спросить
- "Четыре вопроса". Познакомьте родителей с "четырьмя вопросами", содержащимися в агаде. Пусть они зададут свои вопросы.
- "Порядок Седера". Ознакомьтесь с пятнадцатью этапами Седера
- "Блюдо Седера". Попробуйте все, что находится на пасхальном блюде. Знаете ли вы символику каждого угощения?
- "Пасхальные песни". Выучите песни, которые поют во время Седера.
- "Агада". Познакомьте родителей и учеников с основными моментами Седера, описанными в Агаде.
Для урока, проводимого совместно с родителями учеников, важно подготовить задания, которые будут интересны всем - и детям и взрослым.

VII. Словарь

Элияу а-нави - пророк Элияу. Мы верим, что вечером во время Седера пророк Элияу посещает наши дома.
Афикоман - это маца, которую ведущий прячет в начале Седера По традиции, ребенку, нашедшему афикоман, полагается подарок: его спрашивают, какой именно подарок он предпочитает, и взрослые, как правило, выполняют его просьбу.
Арбаа баним - четыре сына, описанные в Агаде.
Арба косот - четыре бокала вина, которые полагается выпить на Седер Песах
Арба кушиот - четыре вопроса.
Бдикат хамец - поиск хамеца.
Биур хамец - сжигание хамеца.
Агада - книга, которую читают во время Седера.
Кеара - блюдо для Седера.
Зроа - кусочек поджаренного мяса на косточке.
Харосет - смесь яблок, орехов, вина и корицы, символизирующая глину для изготовления кирпичей.
Карпас - петрушка или другие зеленые овощи.
Седер - порядок праздника в первый (и во второй - в диаспоре) вечер Песаха.
Холь а-моэд - дни между первым и последним днями праздника

VIII. Дома

В качестве предварительной подготовки учеников к Песаху рекомендуем за несколько недель до праздника (сразу после Пурима) отправить им домой письма, чтобы родители могли ознакомиться с тем, что следует сделать к Песаху (уборку, подготовку посуды, закупку продуктов и предметов, необходимых для проведения домашнего Седера). Примерно за неделю до Седера в школе должен быть проведен "семейный" урок (см раздел "Задания")
Можно также предложить ребятам самим изготовить что-нибудь (например, салфетку для мацы, салфетку для афикомана и т.д.) для проведения Седера в школе, но при этом нужно дать им все необходимое для выполнения этой работы (материал, нитки, рисунок) и подробно объяснить, как выполнить работу и как она должна выглядеть в готовом виде Помимо этого, нужно указать срок, в течение которого работа должна быть выполнена.

ОБРАЗЦЫ УРОКОВ

Между Пуримом и Песахом - четыре недели. Это время необходимо использовать для знакомства с традициями праздника. Рассмотрим эти недели в обратном порядке. Четвертая неделя - время проведения Седера в школе. Третья неделя - проведение семейного урока о Песахе.
Чтобы подготовить базу для этих двух занятий, первые две недели должны быть посвящены изучению истории Исхода, рассказам о празднике и связанном с ним ритуале
Чтобы хорошо подготовиться к школьному Седеру, нужно создать родительско-учительский комитет. Этот комитет должен начать свою работу за четыре недели до Седера, чтобы у его участников было достаточно времени.
Члены родительского комитета должны разослать приглашения остальным родителям, установить с ними контакт и лично пригласить их на праздник

Урок 1

ПЕСАХ

Цели

1. Познакомить учеников с историей Исхода из Египта
2. Научить их рассказывать историю Песаха.
3. Помочь детям понять, что этот рассказ - часть истории еврейского народа.
4. Рассказать, что эта история изложена в Торе.
5. Начать составление классной Агады.
6. Познакомить детей с песней из Агады- "Даейну".

Необходимые материалы

Хумаш (пятикнижие), карта мира или карта Ближнего Востока (если это возможно, карта, показывающая, как еврейский народ пришел в Египет), различные агадот (для демонстрации в классе).

Этапы урока

1. Прочтите диалог Милы и Лени. Повторите названия месяцев Предупредите детей, чтобы они обратили внимание в песне на название нового наступающего месяца - нисан.
Вопрос: Какое время года начинается в этом месяце?
Ответ Зима подходит к концу, и вскоре наступит весна В этом месяце мы празднуем праздник, который также называют Праздником весны
Рассмотрите с учениками страницу с картинками, рассказывающую о Песахе. Определите, какие предметы уже знакомы вашим ученикам.
2 Подготовьте четыре листа ватмана или разделите классную доску на четыре части. На каждом из листов (или частей доски) напишите одно из названий праздника Используйте эту таблицу, рассказывая историю Песаха.
Во время рассказа о Песах, делайте паузы, чтобы дети успели записать слова, имена или события, связанные с Песахом
Предложите ребятам нарисовать картинки, объясняющие, почему празднику было дано то или другое название.
Расскажите историю Песаха.
Поскольку история Песаха изложена в Торе, особенно важно использовать на занятиях книги Торы (Хумаш) Основываясь на тексте Торы, перескажите своими словами историю Песаха
К рассказу об истории Песах

Часть 1

Тора рассказывает историю еврейского народа, которая началась очень давно. (Можно коротко перечислить основные события еврейской истории).
Сначала евреи были одной большой семьей Семью эту составляли Яаков и двенадцать его сыновей, которые назывались бней Исраэль В то время в Канаане, земле, где они жили, случился голод Бней Исраэль ушли из Канаана в Египет, где было достаточно еды, и там остались жить
Прошли годы, и у них родились дети. Постепенно семья стала очень большой. В Египте они чувствовали себя в безопасности, поскольку один из сыновей Яакова, Йосэф, был главным советником фараона. Многие годы братья и их семьи безбедно жили в Египте.
Но вот, пришло время, когда к власти пришел новый фараон, не знавший заслуг Йосэфа Этот новый правитель не жаловал бней Исраэль. Он видел, что эта семья очень уж разрослась, и боялся, что однажды она станет враждовать с Египтом и завладеет страной. Фараон начал издавать законы, которые делали жизнь евреев невыносимой: он превратил их в рабов и возложил на них самые изнурительные и непосильные работы; приказал, чтобы всех мальчиков, рождавшихся у еврейских матерей, бросали в Нил.
Тора рассказывает, что в это время в одной еврейской семье родился сын. Его родители делали все возможное, чтобы сохранить жизнь ребенку и не дать погубить его Они сделали маленькую корзинку, положили в нее мальчика и оставили корзинку на берегу реки, а сестру мальчика Мирьям отправили посмотреть, что будет с ребенком.
И вот Мирьям заметила, что к берегу реки приближается группа женщин. Одна из них была дочерью фараона. Увидев младенца, дочь фараона сказала: "Это один из детей бней Исраэль". Мирьям воскликнула: "Хочешь, найду тебе женщину, которая вскормит для тебя этого ребенка?" Дочь фараона согласилась, а смелая Мирьям бросилась домой и привела кормилицу - свою мать. Мальчика звали Моисей (Моше). Его мать была его кормилицей во дворце фараона, а дочь фараона была ему защитницей Так и рос Моше во дворце фараона

Часть 2
Однажды, когда Моше был уже взрослым, он вышел из дворца и увидел, как тяжко работают евреи. И еще он увидел, как египтянин бил раба-еврея, и не смог сдержать гнев. Он убил египтянина и закопал его тело в песок Испугавшись, что фараон убьет его, когда узнает об этом, Моше бежал в землю Мидьян, поселился там, женился на женщине по имени Ципора, и у них родился сын.
Моше был пастухом. Каждый день он искал для овец новое пастбище Однажды он привел свое стадо к Хореву. Внезапно он увидел нечто удивительное - горящий куст, который горел, но не сгорал. Это было очень странно, и Моше подошел ближе, чтобы рассмотреть это чудо. Подойдя к кусту, он услышал Голос, зовущий его: "Моше, Моше!".
Моше ответил. "Я здесь1"
А Голос продолжал: "Я Б-г твоих отцов, Б-г Авраама, Ицхака и Яакова."
Моше испугался. Никогда еще Б-г не говорил с ним.
- Я видел боль и страдания бней Исраэль в Египте. Я должен дать им свободу и привести их в землю, текущую молоком и медом, которую Я обещал твоим отцам.
Моше весь обратился в слух, а Голос продолжал: "Ты пойдешь к фараону и скажешь ему, чтобы он отпустил твой народ".
Моше был потрясен. Он не понимал, почему Б-г обратился именно к нему, и боялся, что не справится со столь ответственной задачей. К тому же Моше не отличался красноречием и сомневался, что сумеет руководить целым народом. Но Всевышний сказал, что Он всегда будет с Моше. Было решено, что Моше с его братом Аароном вместе пойдут к фараону и скажут ему, чтобы он отпустил их народ.

Часть 3
И вот Моше и Аарон пришли к фараону и сказали ему: "Б-г Израиля послал нас и велел передать тебе следующее: "Отпусти Мой народ, чтобы они могли служить Мне".
Фараон ответил: "Кто такой этот Б-г, что я должен слушать его? Я не знаю его и не отпущу людей!"
А жизнь еврейских рабов в Египте стала и вовсе невыносимой. Раньше им выдавали солому для изготовления кирпичей. А теперь они должны были сами собирать солому, а норма кирпичей не уменьшилась.
Моше видел, что жизнь евреев становится все хуже и хуже. А ведь Б-г выбрал его, чтобы освободить народ!
Чтобы наказать фараона, Б-г посылает на Египет казни. Всего этих ужасных казней было десять. Они должны были убедить фараона, что Б-г управляет и миром и Ему подвластно все Фараон был могущественным человеком. У него были свои маги и волшебники, которые могли творить разные чудеса, но, в конце концов, фараон понял разницу между возможностями человека и Всемогущего Б-га.
Во время первой египетской казни Б-г превратил воду в реке Нил в кровь. Затем Он наслал на землю лягушек, и они проникли всюду. Третья казнь -это вши, которые буквально покрыли каждого мужчину, женщину и ребенка в Египте. Четвертая казнь - нашествие диких зверей Следующая, пятая казнь - тучи мошкары. Шестой казнью были нарывы на теле египтян. Седьмая казнь - град, уничтожавший на своем пути все живое. Восьмая казнь - саранча, которая покрыла всю землю Девятая казнь - тьма И последняя, десятая казнь - смерть всех египетских первенцев. Эта казнь была самой ужасной. Все первенцы-сыновья в каждой египетской семье умерли в эту ночь, в том числе и первенец Паро. Только после этой казни фараон наконец-то согласился отпустить своих еврейских рабов

Часть 4
Перед тем как наслать на Египет последнюю казнь, Б-г опять говорил с Моше и Аароном. Он сказал: "Этот месяц (нисан) будет для вас первым из месяцев года. Четырнадцатый день этого месяца пусть будет праздник Б-га. Вы и потомки ваши во все времена соблюдайте Песах: семь дней ешьте мацу, чтобы помнить, что были вы рабами в Египте и Я освободил вас из рабства".
Итак, после того, как десятая казнь поразила египтян, наш народ вышел из рабства на свободу. В спешке покидая Египет, наши предки не взяли с собой даже хлеба - лишь тесто, которое еще не успело подняться. И вот мы, потомки тех людей, в память об этих событиях из год в год празднуем свой Исход из Египта праздник Песах и едим мацу, чтобы помнить и не забывать, что когда-то мы были рабами в Египте, и что Б-г освободил нас из рабства.

4. А теперь давайте обратимся к четырем названиям праздника и попробуем понять их смысл.
В первый вечер праздника Песах - лейл а-Седер • еврейские семьи в разных странах собираются на Седер, Это время, когда все члены семьи садятся за стол, едят традиционные блюда и слушают историю Исхода из Египта, поют песни и радуются свободе.
Во время Седера мы читаем особую книгу - Агаду, которая учит нас правильно вести Седер. Слово Седер означает порядок.
Давайте сделаем собственную Агаду и выучим порядок пасхального Седера.
Сначала сделаем страницу, которая объяснит значение четырех названий праздника. Эта страница будет обложкой для нашей Агады.
(Дайте каждому ребенку лист бумаги. Разделите его на четыре части и предложите детям нарисовать в каждой из частей рисунок, объясняющий одно из названий праздника.)
5. Агада и Седер содержат много песен и необычных ритуалов. Одна из песен называется Даейну. Давайте разучим ее вместе, а затем посвятим страницу этой песне в нашей Агаде. Выучите первый куплет и припев этой песни.
6. Проверим, как мы запомнили историю, которую услышали сегодня, Для этого есть специальная игра Давайте сыграем в нее.
Во-первых, отгадайте загадки:
1. Я - сестра Моше. Я смотрела за ним, когда он был ребенком. Как меня зовут?
2. Моше смотрел на меня и был поражен. Я горел, но не сгорал. Что я такое?
3. Я знать не знаю вашего Б-га! Я сам бог! Это мои рабы, и я никуда не отпущу их! Кто я такой?
4. Всевышний говорил со мной и повелел мне и брату моему, Аарону, говорить с фараоном, чтобы он отпустил народ мой. - Кто я?
5. Мы изнурены до последней степени, у нас нет возможности даже передохнуть от тяжкой работы Может быть, Б-г услышит наши стенания. Мы не можем больше... А теперь нам велели самим собирать солому, да еще и успеть сделать ту же норму кирпичей, которая и без того была непомерно высока. Кто мы?
6. Согласно Торе, я - первый из всех месяцев. В мой четырнадцатый день празднуют Песах. Когда я прихожу, то наступает весна. Как я называюсь?
7. Кровь, лягушки, вши, саранча, тьма... Всего нас было десять. Мы -это...
Предложите детям загадать друг другу другие загадки.

Урок 2

ПЕСАХ

Цели

1. Изготовить индивидуальные агадот на Песах.
2. Познакомить ребят с традициями Седера.
3. Подготовить блюдо Седера и рассказать о его символике.
4. Разучить песню "Ма ништана...".

Необходимые материалы

Агада в нужном количестве экземпляров; бумага, цветные карандаши или фломастеры; пасхальное блюдо для Седера, продукты для изготовления пасхальных блюд; специально приготовленные продукты для блюда Седера (или рисунки с их изображением); продукты для изготовления харосет, кассеты с записью песни "Ма ништана..."

Этапы урока

1. Накрыв учительский или какой-нибудь другой стол скатертью, задайте детям вопрос:
- Как вы думаете, какие предметы нам понадобятся для подготовки стола к пасхальному Седеру! (Тарелки, вилки, ложки, ножи, стаканы, бокалы, салфетки, свечи, вино, маца, цветы, агадот, бокал Элияу а-нави, подсоленная вода, пасхальное блюдо и т.д.).
По мере того, как дети называют предметы, составьте список, который затем можно будет послать ученикам домой.
- Давайте рассмотрим картинки к празднику Песах в нашем учебнике Вы видите здесь необычное блюдо, разделенное на секции. Это и есть блюдо, необходимое для проведения пасхального Седера.
А вот настоящее блюдо Седера (покажите его ребятам). Сколько в нем секций?
Теперь нам предстоит узнать, чем мы должны наполнить каждую секцию блюда и почему.
Как на иврите называются эти предметы и что они символизируют?
Вареное яйцо - бейца
Петрушка или другие овощи с листьями - карпас
Корень хрена - хазерет
Зажаренный кусочек мяса на косточке - зроа
Тертые яблоки с орехами, вином и корицей - харосет
Листья салата - марор
Каждый из этих предметов имеет свой символический смысл. Вообще лейл-Седер полон символики, он отличается от всех других вечеров года. И ясно, что у каждого человека, который впервые в жизни присутствует на Седере, возникает множество вопросов, каждый из которых начинается со слова "почему?"
На следующей неделе на "семейном" уроке мы сделаем модель пасхального блюда Дома вы тоже можете сделать такое блюдо с помощью взрослых. А сейчас давайте рассмотрим каждый предмет на этом блюде и попробуем ответить на все "почему?"
Карпас - это обычно зелень, например, петрушка. Иногда в качестве карпаса используют отварной картофель (там, где в это время нет зелени или она дорогая). Но благословение перед тем, как мы едим карпас, не зависит от того, какие овощи мы используем. Зелень напоминает нам о том, что Песах - это весенний праздник - Хаг а-авив. Во время Седера мы обмакиваем карпас в соленую воду и произносим благословение
Марор - горькие травы (это может быть зеленый лук, хрен или листья салата), которые мы едим в лейл а-Седер, вспоминая о горькой судьбе наших предков, когда они были рабами в Египте.
Харосет ~ смесь тертых яблок, орехов, вина и корицы Харосет подают на стол в виде пасты, напоминающей по внешнему виду глину, которую использовали наши предки для изготовления кирпичей, когда они были рабами в Египте. Есть обычай класть в харосет палочки корицы как напоминание о соломе, которую их заставляли собирать.
Бейца - вареное яйцо. Оно напоминает нам о приносимых в Храме праздничных жертвах. Яйцо, кроме того, является символом стойкости и жизненной силы еврейского народа.
Зроа - кусочек жареного мяса на косточке, напоминающий о пасхальной жертве к празднику. Б-г повелел Моше перед Исходом из Египта, чтобы каждая еврейская семья принесла в жертву овцу. Кровью этой овцы бней Исраэль должны были окропить дверные косяки своих домов, чтобы Ангел смерти прошел мимо еврейских домов (пасах) и посетил лишь дома египтян, умертвив всех их первенцев
Хазерет - тертый хрен. Этот символ не всегда можно увидеть на блюде Седера, поскольку он не является обязательным для всех общин
Можно предложить ученикам подумать над тем, какие еще символы они поместили бы на блюдо Седера и почему.
2. Теперь давайте споем песню, которую мы разучили на прошлой неделе, - "Даейну". "Даейну" - одна из песен Агады, ее поют в вечер Седера.
3. Седер Песах условно разделен на четырнадцать этапов Вы уже знаете, что слово Седер означает порядок. Еврейские семьи во всем мире в эту ночь проводят праздник, согласно седеру, обозначенному в пасхальной Агаде.
Есть специальная песня, которая помогает нам запомнить порядок проведения Седера. Давайте разучим ее.
Можно сделать указатель, используя четырнадцать слов из Агады, указывающие на порядок проведения Седера. Можно также снабдить его фотографиями или иллюстрациями к Седеру. Обучая детей новым для них словам, дайте им прослушать кассету с записью песен к Седеру. После этого спойте и разучите с детьми эти песни.
4. Учитель должен подготовить четырнадцать чистых страниц Агады с названием каждой части Седера. Чтобы урок "Сделай свою Агаду" прошел успешно, к нему нужно заблаговременно подготовиться: размножить тексты благословений, а также песен, чтобы дети наклеили их на соответствующие страницы. Предложите детям самим подобрать фотографии, иллюстрации или сделать рисунки и наклеить их на страницы своих Агадот.
Когда дойдете до "Магид...", раздайте слова песни "Ма ништана..." Слова должны быть написаны на иврите с параллельным переводом на русский язык (желательно также дать транслитерацию).
Когда ребята будут оформлять эту страницу Агады, скажите им, что, по традиции, слова "Ма ништана" произносит самый младший из сидящих за пасхальным столом. Разучите с детьми эту песню.
Было бы очень хорошо, если бы вы могли дать каждому ученику домой кассету с записью пасхальных песен за две-три недели до наступления праздника. Таким образом ваши ученики, а также их сестры, братья и родители смогут при желании разучить эти песни к празднику.
5. Продолжение работы над агадот и прослушивание кассеты. Предложите ребятам, слушая кассету, пытаться негромко подпевать. Даейну... Ма ништана ?.. Эхад - ми йодеа?..
Выучите с детьми благословения на свечи, на вино, нетилат ядаим, на мацу и на карпас

Урок 3

ПЕСАХ

Цели

1. Подготовить совместно с родителями Седер .
2. Пригласить на урок родителей учеников, чтобы вместе определить, как лучше подготовиться к празднику.
3. Позаботиться о том, чтобы на Седере было все необходимое - блюдо, салфетки, посуда.
4. Задача учителя - чтобы дети и их родители с радостью готовились к проведению школьного Седера.

Этапы урока

Это - совместный урок для учеников и их родителей Его цель - подробно ознакомить взрослых и детей с традициями праздника Песах, чтобы каждый из присутствующих на уроке мог получить опыт подготовки к празднику. Кроме того, родителям необходимо рассказать об истории праздника Песах, чтобы они поняли, что это праздник торжества свободы и выхода из рабского состояния Прочтите им отрывки из Торы, чтобы они узнали об этом из первоисточника
Дети в это время могут продолжать работу по оформлению своих агадот. Повторите с детьми ту часть Агады, которая была пройдена
После этого расскажите о том, как проводят Седер Песах. Этот рассказ может получиться живым и интересным, если по его ходу задавать детям вопросы в виде загадок о том, что они уже хорошо усвоили Получится, таким образом, что дети рассказывают родителям, что такое лейл а-Седер, как его проводить, как к нему готовиться, что необходимо приобрести и приготовить Родителям будет приятно увидеть, как много практических знаний приобрели их дети

В качестве примера предлагаем следующие вопросы
- Что значит слово седер?
- Когда евреи во всем мире проводят Седер Песах?
- Что должно находиться на столе во время лейл а-Седер!
- Что такое Агада?.
- Какие блюда принято готовить на Седер Песах?
- Что принято есть в холь а-моэд шель Песах?
- Из каких частей состоит Седер? Назовите некоторые из них
- Как на иврите называется особое блюдо (тарелка) для Седера?

Следующая часть утренних занятий должна быть посвящена подготовке семей учащихся к участию в Седере. Изготовьте блюдо для Седера. Придумайте рисунок на салфетку для мацы. Украсьте бокал для Элияу а-нави. Приготовьте харосет. Накройте стол для Седера.
Эти занятия могут быть организованы в виде сценок, которые разыгрывает каждая семья.
В заключение урока можно разучить какую-нибудь песню из Агады. Если это возможно, дайте кассету с записями песен Песаха каждой семье домой. Это поможет ребятам и их родителям запомнить слова и мелодии песен.
Каждая семья должна подготовить и принести в школу свой "набор для Песаха", чтобы использовать его во время школьного Седера.
Набор должен содержать следующее:
• Агаду, сделанную учеником;
• блюдо для Седера;
• салфетку для мацы;
• бокал Элияу а-нави;
• список необходимого к Песаху;
• семейное руководство к Песаху.

Урок 4

ПЕСАХ

Цели

1. Организация семейного Седера в школе и участие в нем.
2. Дать семьям учеников информацию о том, как провести Седер Песах дома
3. Организовать Песах так, чтобы у детей осталось яркое впечатление от этого замечательного праздника.

Этапы урока

1. Накрыть столы.
2. Приготовить харосет.
3 Подготовить все необходимое для блюда Седера: яйца, петрушку, хрен, жареное мясо на косточке, листья салата и т.д.

Примечание.
Если нет возможности приготовить все это для каждой семьи или для каждого стола в отдельности, подготовьте одно большое общее блюдо для Седера.
4. Приготовьте для каждого стола:
• вазу с цветами;
• свечи и подсвечники;
• бокал для кидуша и вино,
• бокал пророка Элияу,
• подсоленную воду,
• мацу и салфетку для мацы;
• подушки, чтобы облокачиваться на них во время Седера;
• агадот

Блюдо для Седера (без продуктов), которое сделала семья, должно находиться на столе, за которым эта семья будет сидеть Перед началом Седера каждая семья раскладывает на этом блюде все необходимое.
Дети, пока идут приготовления, могут повторять песни Седера или делать бумажные цветы для украшения столов. Они могут быть также заняты украшением комнаты для Седера или подготовкой короткого представления - сценки из истории Исхода из Египта (из жизни еврейских рабов в Египте или, например, как Моше и Аарон беседуют с фараоном)
Все должно быть заранее продумано, чтобы в последнюю минуту не оказалось, что не учтено что-то существенное. Все участники должны быть хорошо подготовлены к Седеру.
После окончания школьного Седера каждая семья может взять домой свой набор для Седера.
ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ

Леня: Шалом всем! Адар и Пурим были очень веселыми, а сейчас наступило время перевернуть следующую страницу нашего календаря. Помните ли вы названия месяцев с начала года?

Мила: Я вспоминаю их только тогда, когда смотрю на страницу календаря.

Леня: Давайте найдем в календаре название нового, наступающего месяца нисан.

Мила: Я уже слышала название месяца нисан, а ты?

Леня: Я тоже! А что это за странная тарелка?

Мила: Наверное, это как-то связано с праздником этого месяца - праздником Песах. Я никогда раньше не видела такого блюда...

НАЗВАНИЯ ПРАЗДНИКА

Хаг а-Песах

На иврите слово пасах означает прошел мимо, миновал. Перед Исходом евреев из Египта ангел смерти прошел мимо домов евреев и вошел в дома египтян, умертвив всех их первенцев.

Хаг а-Авив - Праздник весны.

Этот праздник выпадает на 15 число месяца нисан и отмечается каждый год весной.

Хаг а-Мацот - Праздник мацы (опресноков, недрожжевого хлеба).

В заповедях Торы сказано, что мы должны есть пресный хлеб (мацу), чтобы помнить хлеб, который ели наши предки, когда покидали Египет.

Зман херутейну - Время нашей свободы.

Евреи были рабами в Египте. Праздник Песах мы отмечаем в память об освобождении их из рабства.

ЧТО ТАКОЕ МАЦА?

Maцa - это пресный плоский хлеб из недрожжевого теста, который мы едим во время Песаха, чтобы помнить мацу, которую ели евреи, покинув Египет.

В Торе сказано: "Семь дней ешьте опресноки... Соблюдайте день сей в роды ваши. Это .- закон на все времена. С вечера четырнадцатого дня первого месяца до вечера двадцать первого дня этого месяца вы должны есть только мацу. " (Шмот 12:15, 17- 18)

МАЦА РАЗРЕШЕНА, А ЧТО ЗАПРЕЩЕНО?

В том же отрывке Торы, где нам заповедано есть мацу на Песах, сказано, что мы не должны в эти дни есть хамец (изделия из дрожжевого теста): "Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте мацу. " (Шмот 12:20)

Что же такое хамец? Это любая еда, содержащая квасное. Другими словами, в течение праздника Песах заповедью и традицией предписано есть мацу вместо хлеба, исключая все продукты, содержащие хамец; более того, эти продукты не должны находиться в доме.

КАК ГОТОВЯТСЯ К ПЕСАХУ?

Подготовка к Песаху начинается сразу же после окончания Пурима. В домах начинают делать тщательную весеннюю уборку, чтобы полностью ликвидировать хамец.

Поскольку еда является важной частью Песаха, необходимо особенно тщательно убрать кухню. Существуют специальные ритуалы, связанные с окончанием уборки к Песаху: бдикат хамец - поиск хамеца и биур хамец - сжигание хамеца, который был найден во время уборки.

ЧТО ТАКОЕ СЕДЕР?

Первый вечер Песаха - особенный. В этот вечер еврейские семьи проводят Седер Песах.

Седер - это рассказ об истории Песаха, песни и особая трапеза. Празднуя Песах, мы ощущаем свою причастность к истории еврейского народа.

Подготовка к Седеру включает в себя материальные и духовные аспекты.

На иврите слово седер означает порядок. Седер - это религиозный обряд, происходящий в еврейских домах в первый вечер Песаха. Слово Седер говорит нам о том, что этот вечер имеет определенный порядок. Обратите внимание, что в Израиле Седер Песах проводится в первый вечер праздника. Вне Израиля проводят два Седера - в первые два дня праздника Песах.

ЧТО СЛЕДУЕТ РАССКАЗЫВАТЬ ВО ВРЕМЯ ПЕСАХА?

Текст для Седера - это книга, называемая Агада. На иврите это слово означает рассказ.

Агада содержит в себе историю Исхода из Египта, а кроме того, в ней приводится последовательность проведения лейл а-Седер -первого праздничного вечера Песаха: обязательные четыре бокала вина, рассказ о четырех сыновьях, которые задают традиционные четыре вопроса, обычай прятать афикоман, а также порядок благословений и последовательность блюд во время праздничной трапезы.

Агада шель Песах переведена на многие языки мира.

ЧТО ОТЛИЧАЕТ СЕДЕР ОТ ДРУГИХ ВЕЧЕРОВ?

Седер - самая важная трапеза года. Все наши праздники включают в себя праздничную трапезу, но пасхальный Седер превосходит их в этом, так как эта трапеза - центральный ритуал праздника.

В синагогах происходит особая праздничная служба. Седер же проводят дома, в кругу семьи за праздничным столом.

На столе находятся:

- подсвечники и зажженные свечи;

- бокал для кидуша и вино (в течение вечера выпивают четыре бокала вина, каждый из которых символизирует определенную степень свободы);

- блюдо Седера (особое блюдо, предназначенное только для этого праздника). Оно имеет шесть отделений для шести символических видов продуктов, которые мы едим во время Седера:

- бейца (вареное яйцо);

- зроа (жареное мясо на косточке);

- карпас - овощи (сельдерей или петрушка);

- марор и хазерет - горькие травы (хрен, салат);

- харосет - смесь мелко нарезанных яблок, вина и корицы;

- маца и салфетка для мацы;

- соленая вода (карпас макают в подсоленную воду - в память о слезах, пролитых нашими предками во времена египетского рабства).

- Агада шель Песах (желательно, чтобы у каждого участника Седера была своя Агада, чтобы он мог следить за порядком проведения Седера);

- бокал пророка Элияу. В ходе Седера открывают дверь и тем самым как бы приглашают пророка Элияу в дом. Для него приготовлен бокал с вином. Дети с интересом наблюдают за уровнем вина в стакане - вдруг этот невидимый гость посетил их дом и отведал вино?

Существует обычай во время этой праздничной трапезы облокачиваться на подушки, демонстрируя этим, что мы - свободные люди

ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА

В самом начале Агады записаны четыре вопроса, которые традиционно задают самые юные участники Седера. Их вопросы задают тон всему вечеру, они побуждают нас думать и находить правильные ответы. Мудрецы, составившие Агаду, были великими учителями; они проявили большое искусство, построив этот вечер в виде урока...

"И расскажи сыну своему..." Тора заповедала передавать из поколения в поколение рассказ об Исходе из Египта. В этот вечер мы выполняем эту заповедь.

КАК ЗАКАНЧИВАЕТСЯ СЕДЕР?

В начале Седера средняя из трех мацот разламывается пополам. Одну половину кладут на место, а другую прячут. Позже дети должны будут найти ее. Спрятанная часть называется афикоман. Афикоман - греческое слово, означающее "десерт". Это - последнее из того, что едят во время Седера.

Ребенок, нашедший афикоман, по традиции просит определенный подарок, а взрослые обязаны выполнить его просьбу. После того, как Афикоман найден, все поют и выпивают заключительный бокал вина. Седер заканчивается словами: "В будущем году - в Иерусалиме!"

ЗНАЧЕНИЕ ОБРЯДОВ СЕДЕРА

Агада учит нас, что каждый еврей в любом поколении должен чувствовать, что это он, лично, совершил Ециат Мицраим - Исход из Египта, как будто это он был рабом в Египте и получил свободу в дни Песах. Обычаи этого праздника помогают нам еще раз пережить эти события. Поэтому Седер Песах. и содержит такие необычные моменты, которые побуждают задавать вопросы. Это и есть цель Седера.

Рассказ для чтения в классе

ВОЛШЕБНИК НА ПЕЙСАХ

Однажды, как раз перед Песахом, в город приехал фокусник.

В эти дни евреи обычно очень заняты: нужно тщательно убрать дом, сделать необходимые покупки и приготовить пасхальную еду. Но этот фокусник был настолько удивительным, что люди, забыв о своих делах, раскрыв рот, смотрели на его чудеса.

Сам фокусник выглядел убого. Он был одет в тряпье, ботинки его развалились, а дырявая шляпа не защищала голову от дождя. Глядя на него, не верилось, что он способен на что-нибудь путное. Но тем не менее, когда началось представление, из его беззубого рта потянулись бесконечные разноцветные ленты, из его старых ботинок посыпались золотые монеты, а стоило ему приподнять свою рваную шляпу - и под ней оказывался индюк! Право слово, он показывал совершенно потрясающие фокусы!

- Откуда ты взялся? - спрашивали его изумленные зрители.

- Из Парижа! - был краткий ответ.

- А куда ты держишь путь?

- В Лондон! - так же лаконично отвечал волшебник.

После этого он взял да и растворился! Исчез! Но ведь он только что стоял перед ними и отвечал на вопросы!

Люди в растерянности оглядывались вокруг, надеясь увидеть его; они думали, что это его очередной фокус, но он все не появлялся! Вдруг он внезапно возник где-то совершенно в другой стороне, около базара! Удивлению и восторгу присутствующих не было границ.

В этом городке жила одна очень бедная семья - у них не было денег, чтобы подготовиться к Песаху и купить все, необходимое для праздника. А им так хотелось купить, как все, - мацу, вино, свечи и еду к празднику... Ривка очень тщательно убрала дом. Хаим достал Агаду для Се дера... Но денег у них не было...

Ривка хотела взять немного денег в долг из общинной кассы, но Хаим сказал, что есть люди, которые нуждаются больше, чем они.

Тогда Ривка продала старую серебряную ложку, чтобы купить продукты для Песаха, но Хаим отдал эти деньги на цдаку.

В пасхальный вечер, оставив до блеска вычищенный к празднику дом, Хаим отправился в синагогу. Ривка осталась дома. Ей было очень грустно - у всех были празднично накрытые столы, и только в ее доме стол был пуст.

Возвращаясь из синагоги, Хаим видел окна соседей, в которых празднично сияли зажженные свечи. И только окна его дома были темны и безрадостны...

Войдя в дом, он пожелал жене счастливого Песаха. Ривка изо всех сил старалась не показать ему, как тоскливо у нее на душе.

Хаим накинул ей на плечи шаль и сказал:

- Что ж, пойдем на Седер к соседям. Ведь Агада начинается со слов: "Каждый, кто голоден, пусть придет и ест." В этот момент в дверь постучали.

- С праздником, добрые люди! - сказал нежданный гость.

- Позвольте мне быть гостем на вашем Седере. Хаим и Ривка ответили с грустью :

- Нам очень жаль, но у нас нет Седера.

- Не волнуйтесь! Я принес вам Седер, - улыбнулся гость. Ривка сказала:

- Но у нас нет свечей.

Тогда гость щелкнул пальцами, и в воздухе возникли два подсвечника с зажженными свечами. Они стали кружиться по комнате, как бы танцуя.

А гость повернулся к столу и сказал ему:

- Ну-ка, иди сюда и накройся красивой скатертью.

Ривка и Хаим не верили своим глазам, глядя, как стол направился к середине комнаты. Вдруг откуда ни возьмись появилась белая скатерть и плавно накрыла стол, а в центре его оказались подсвечники с зажженными свечами.

И тут Хаим и Ривка узнали в своем госте того уличного фокусника. Все, что они видели, было так удивительно...

- Стулья, ну-ка сюда! - И три ветхих стула придвинулись к столу.

- А ну, станьте креслами! - И стулья превратились в удобные и мягкие кресла. На каждом из них появились подушки.

А таинственный гость принялся накрывать праздничный стол:

- Блюдо Седера, вино, бокал для кидуша, маца!

Все эти вещи внезапно возникали из воздуха и занимали на столе соответствующие места.

Хаим и Ривка не в состоянии были сказать ни слова и как будто приросли к полу. Они не знали - к добру ли все это? Они боялись даже подойти к столу.

- Как красиво! - прошептала Ривка.

- Ужас! - воскликнул Хаим.

- Что же нам делать? - недоумевали они.

Ничего не сказав фокуснику, они вышли из комнаты и пошли к раввину, чтобы спросить, можно ли садиться за волшебный стол и есть волшебную еду.

Раввин выслушал их и сказал:

- Если вы сможете налить вино в бокалы и разломать мацу, значит, это не фокус, а подарок Небес.

Ривка и Хаим вернулись домой и нашли празднично накрытый стол, но... фокусник исчез. Они попробовали разломать мацу, - она прекрасно ломалась!

Тогда они наполнили вином бокал для кидуша и сели в кресла.

Теперь они догадались, наконец, что их гостем был никакой не фокусник, а Элияу а-нави, который принес им необыкновенный подарок с Небес - Седер Песах.

Они стали читать Агаду и, дойдя до четырех вопросов, улыбнулись, когда Хаим произнес: "Чем этот вечер отличается от других вечеров?"






CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=503