ТУ БИ-ШВАТ В ПЕРВОИСТОЧНИКАХ
Раздел: Еврейские праздники Дата: 18/02/2009

Мишна учит нас в соответствии со школой Гиллеля, что Новый год деревьев наступает пятнадцатого числа месяца Шват. К этому времени выпадает большая часть дождей и деревья начинают расцветать.



Какие благословения произносят над плодами?

Над плодами дерева говорят "Творящий плод дерева".

Кроме вина: над вином говорят "Творящий плод виноградной лозы".

А над плодами земли говорят "Творящий плод земли".

Кроме хлеба: над хлебом говорят "Выращивающий хлеб из земли"...

(Мишна Трактат Брахот)

О чем здесь говорится?

О том, что все происходящее происходит здесь, на земле. Мы опять ощущаем, как крепка связь нашего народа с природой, с землей и со Страной Израиля. Мы празднуем начало весеннего сезона, наступающего в Израиле в середине месяца Шват, который, как правило, выпадает на середину февраля, на время, когда в землях Северной Америки и стран бывшего СССР царят холод и снег. И в этом проявляется наша неподвластная пространству связь с Землей Израиля. В течение вот уже двух тысячелетий наш внутренний календарь, наши часы, отмеряющие сезоны, настроены на эту далекую землю, на эту землю тепла и пальмовых деревьев, в которой весна наступает в феврале, когда у нас мороз и холод.

Почему для нас столь важно наступление нового сезона цветения деревьев?

Потому, что мы любим эту Землю. Б-г сказал нам, что это Земля, текущая молоком и медом, в которой произрастают оливки, финики, гранаты и виноград, а также пять чудесных злаков. Мы любим Землю, данную нам Б-гом. Мы любим ее плоды и овощи.

Есть старый обычай, возникший у евреев Российской империи. Как мог еврей 18-го, 19-го или даже 20-го века в середине февраля получить продукты из Израиля? Так вот, если общине удавалось получить на праздник Суккот этрог, то его отдавали пожилой женщине, которая приготавливала из него варенье. Тем самым плод Земли Израиля сохранялся до февраля, до праздника деревьев и плодов Израиля.

Мы привели фрагмент из Мишны. Это раввинистическая таксономия, или система классификации естественного порядка. Для чего необходима нам таксономия естественного порядка? Во всем мы видим чудеса созидания. Красота и чудо есть и в яблоке, и в груше, и в картофелине. Вид, форма, цвет, фактура - все это достойно восхищения И, как учат нас мудрецы, следует благодарить Б-га за каждый отведанный нами продукт этой земли. Когда мы благодарим Б-га, мы признаем Его Создателем природы. Когда мы произносим специальные благословения на различные виды плодов и овощей, мы признаем, что природа не единообразна. Все в ней удивительно и своеобразно.

Особые благословения произносятся на плод лозы, то есть на вино и на хлеб, так как эти продукты отличают цивилизованное общество от нецивилизованного. Действительно, можно подобрать дикую картофелину или сорвать дикое яблоко, но для того, чтобы вырастить хлеб, надо прекратить бродить по свету. Необходимо перестать быть кочевником. Необходимо пустить корни, строить города, изучить искусство и науку выращивания лозы и обработки пшеничного поля, а также превращения их в вино и хлеб. И потому они получают особые благословения.

Итак, праздник Ту би-Шват - это праздник, который всегда мистической нитью связывал евреев с Землей Израиля, даже когда у них не было надежды увидеть эту Землю. Этот праздник напоминает нам о том, что самые важные уроки о Б-ге и природе можно извлечь из самых обыденных вещей.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

I. Каков смысл праздника Ту би-Шват?

Мы уже знаем, что каждой букве иврита соответствует определенное цифровое значение, сумма цифровых значений слов Ту би-Шват - пятнадцать.
Таким образом, название Ту би-шват означает, что это пятнадцатый день месяца шват. Этот день в Израиле называют Новым годом деревьев
Ту би-Шват связан с сельским хозяйством Земли Израиля и ведет свое начало от традиции приносить каждый год в Храм десятину от урожая. Этот праздник сегодня лишен религиозного содержания не существует каких-либо особых традиций, связанных с ним, нет особых вставок в молитвы, в этот день евреи не освобождены от своих повседневных работ, мы не зажигаем свечи и не произносим кидуш.

II. Почему же мы празднуем Ту би-Шват?

Причина заключается в нашей неразрывной связи с Землей Израиля Когда мы едим плоды Эрец Исраэль, мы всегда ощущаем эту связь. По традиции мы произносим соответствующие благословения, благодаря Б-га за плоды земли (овощи) и деревьев (фрукты).

III. Каковы обычаи праздника?

Есть замечательная традиция - в этот день подавать на стол фрукты которыми славится Земля Израиля, и среди них хотя бы один плод нового урожая, который мы еще не пробовали в этом году, чтобы произнести на него благословение Шеияну. Появилась и новая традиция - сажать в этот день в Эрец Исраэль деревья, чтобы на нашей земле вырастапи новые сады и давали новые урожаи фруктов
В Израиле существует особый фонд, который называется Национальный фонд Израиля (Керен каемет ле-Исраэль), Евреи, живущие за пределами Земли Израиля, вносят деньги в этот фонд для посадки деревьев Таким образом они вместе с израильтянами заботятся о будущем Израиля, о новых поколениях израильтян, чтобы они наслаждались плодами Эрец Исраэль

IV Что такое седер Ту би-Шват?

Существует кабалистическая традиция устраивать седер Ту би-Шват, во время которого пробуют различные плоды, орехи, соки и вина в определенном порядке. Читаются отрывки из Торы о плодах и деревьях Земли Израиля и произносятся соответствующие благословения. Кабалисты придают этой традиции высокий духовный смысл.

V. Над какими вопросами следует подумать, планируя занятия по теме?

* Месяц шват выпадает на середину зимы. Как объяснить ученикам, почему в Израиле сажают деревья именно в это время?
* Ту би-шват отличается от других праздников. Этот праздник не описан в Торе и не связан с историческими событиями. В каком контексте следует знакомить ребят с этим праздником?
* Удалось ли вам помочь родителям ваших учеников ощутить свою связь с Эрец Исраэль благодаря Ту би-Шват?
VI. Задачи обучения
Важно, чтобы ученики усвоили, что:
1. Месяц шват следует за месяцем тевет.
2. Буквы в иврите имеют цифровое значение.
3. Ту би-Шват - 15-й день месяца шват.
4. Ту би-Шват- Новый год деревьев.
5. Эрец Исраэль свята для евреев во всем мире.

VII. План изучения темы

1. Прочитайте диалог Милы и Лени о Ту би-Шват.
2. Посадите в классе какие-нибудь овощи, чтобы использовать их на Песах, например, салат, картофель, петрушку, морковку, хрен и т.д.
3 Соберите идаку, чтобы послать в Керен каемет ле-Исраэль - для посадки деревьев.
4. Сделайте книжку под названием "Боре при а-эц" с благословением на первой странице и рисунками пятнадцати видов плодов Эрец Исраэль. Эта книга может включать в себя коллажи, загадки, странички юмора, головоломки и вопросы о плодах и деревьях Эрец Исраэль.
5. Нарисуйте плакаты и оформите классный уголок на тему: "Ту би-Шват в нашей стране и в Израиле".
6. Организуйте празднование Ту би-Шват и подготовьте для этого фрукты, сухофрукты, орехи и т.д.
7. Подготовьте большой рисунок (с участием детей) , на котором будет изображен сад с названиями деревьев на иврите.

VIII. Словарь

Ту би-Шват - название и дата праздника - пятнадцатое число месяца шват.
Рош а-шана ле-иланот - новый год деревьев.
Эц - дерево.
Эцей зейтим - оливковые деревья, которые растут в Израиле.
Эцей тамар - финиковые пальмы, которые растут в Израиле.
Керен каемет ле-Исраэль - Еврейский национальный фонд, который занимается озеленением Израиля.
Шкедим - миндаль (цветет в Израиле во время Ту би-шват)

IX. Дома

Пошлите родителям ваших учеников справочник с еврейскими именами. Прочитайте вместе с детьми и их родителями рассказ о короле и инжирном дереве.

ОБРАЗЦЫ УРОКОВ

Этот раздел поможет детям ощутить их неразрывную связь с Эрец Исраэль Несмотря на то что Ту би-шват не является религиозным праздником, он очень важен для нас.
Урок 1. Этот урок поможет детям понять географическое положение Израиля по отношению к тому месту, где они живут. Учитель расскажет о празднике Ту би-Шват - Новом годе деревьев, подчеркнув, что в это зимнее время года в Эрец Исраэль уже цветет миндаль. Ребята также познакомятся с картой Израиля.
Урок 2. На этом уроке дети познакомятся с традиционными еврейскими именами. Предложите им такой вопрос- "Если бы мы жили в Израиле, как бы нас звали?"
Затем на этом уроке проведите празднование Ту би-Шват, как это принято делать в Израиле.
Если есть возможность, используйте учебные материалы Керен кайемет ле-Исраэль. Каждый год этот фонд делает все, что в его силах, чтобы евреи диаспоры могли все узнать об этом празднике и провести его в соответствии с традицией

Урок 1

ТУ БИ-ШВАТ И ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Цели

1. Расскажите детям о местоположении их страны по отношению к Израилю.
2. Проведите сравнение климата двух этих стран. В чем они отличны и в чем схожи?
3. Объясните, почему мы празднуем праздник Ту би-Шват в зимний месяц.
4. Познакомьте детей с различными климатическими зонами в Израиле Расскажите им о больших городах Израиля и покажите на карте, где они находятся.

Необходимые материалы

глобус; карта мира; карта Израиля; цветная бумага, фломастеры или цветные карандаши, ножницы, клей.

Этапы урока

1. Вначале прочтите диалог Милы и Лени, чтобы подойти к обсуждению темы о жизни деревьев зимой. Спросите детей: "Как вы думаете, почему деревья и фрукты нарисованы именно на этой странице книги?"
Объясните детям, что на свете существуют различные климатические зоны. У них на дворе зима, а в других местах, например, в Израиле, начинается весна. Это сразу бросается в глаза, потому что в Израиле приход весны знаменуется цветением миндаля Воздух еще холодный, но цветущий миндаль как бы устилает розовыми облаками долины и склоны гор, кое-где пробивается первая травка и цветы, деревья покрываются нежнозеленой листвой... В воздухе просто чувствуется весна!
Учитель продолжает:
- Давайте внимательно рассмотрим глобус и определим, где мы находимся по отношению к Израилю.
1) Сначала давайте попытаемся найти на глобусе город, в котором мы живем.
2) Как далеко от нас находится Израиль? Как мы можем это определить? (Эту информацию подготовьте заранее).
3) Велика ли страна, в которой мы живем? А Эрец Исраэль? Какие есть в ней моря, реки и озера? Что вы знаете о климате нашей страны? А о климате Эрец Исраэль? Как можно узнать о климате в Израиле?
2. Учитель:
- А сейчас давайте подведем итог всему, что мы узнали о Земле Израиля и о стране, в которой мы живем.
Мы живем _________________ . Это ____________ километров от Израиля. В месяце шват погода у нас _____________ . В месяце шват погода в Израиле___________ . Размеры нашей страны _____________ . Размеры Израиля _____________ .
Что мы узнали, изучая глобус и карту ___________
3. Учитель:
- Давайте вспомним, какие праздники мы праздновали вместе в этом году. Запишем их на доске. А теперь перелистаем страницы настенного еврейского календаря и проставим еврейские даты против каждого из записанных на доске праздников.
Эти праздники евреи во всем мире празднуют в одно и то же время, поскольку мы все живем по одному и тому же календарю. (Проиллюстрируйте это на глобусе: евреи в Австралии, Аргентине, Англии, Италии, Америке, в Южной Африке и Израиле празднуют одни и те же праздники в одни и те же дни) . Несмотря на то что время года в этих странах разное, мы всегда соблюдаем наши праздники в одно и то же время. Сейчас, например, нам трудно представить себе, как можно выйти на улицу без пальто, перчаток и шапки, а в Израиле дети готовятся к посадке деревьев на Ту би-Шват.
Дайте каждому ученику по листу плотной цветной бумаги и попросите их согнуть его пополам.
На одной стороне листа напишите:
Шват в_______________(название вашего города)
На другой стороне: Шват в Израиле.
- А теперь на каждой из сторон нарисуйте, как выглядит это время года в вашем городе и в Израиле.
4. Если есть возможность, принесите в класс фрукты. Пусть дети скажут соответствующие благословения перед тем, как попробуют их. Объясните разницу между благословениями Борэ при а-эц и Борэ при а-адама.
Задание 5
Для его выполнения необходимо иметь:
карту Израиля, желательно большую;
контурные карты;
цветные карандаши или фломастеры.
Учитель:
- Давайте постараемся побольше узнать об Израиле. Это очень маленькая страна, но она воистину прекрасна. В ней есть большие и красивые города, теплые моря, живописные горы, водопады и пустыни.

Классное задание

Для выполнения этого задания вам понадобятся пять больших контурных карт Израиля. Подготовьте список тех мест, которые вы хотите найти на карте Израиля. Пусть ребята нанесут на контурную карту названия городов определенного района страны и закрасят фломастерами места, которые они будут находить (пустыни, моря, сельскохозяйственные районы, горы и т.д.)
Если есть возможность раздать всем ученикам контурные карты, то каждый из них с помощью учителя сможет сделать свою собственную карту Израиля.
6. Разучите с детьми песни на иврите к Ту би-Шват.

Урок 2

ТУ БИ-ШВАТ

Цели

1. Выучить с детьми новые слова, связанные с Ту би-Шват.
2. Объяснить, что каждый при желании может взять себе еврейское имя.
3. Повторить с детьми благословение Борэ при а-эц.
4. Устроить праздник Ту би-Шват в классе. Для его проведения необходимы: фрукты, сок, орехи, цветные фотографии или рисунки фруктов и фруктовых деревьев, растущих в Израиле, большая карта Израиля и карты, сделанные детьми.

Этапы урока

1. Поскольку Ту би-Шват - это праздник, связанный с Эрец Исраэль, первое задание будет посвящено усвоению ивритсшх слов на эту тему. Учитель:
- На прошлой неделе мы уделили много времени изучению карты и географии Израиля. Давайте посмотрим, что вы теперь знаете об Израиле.
Какие города вы знаете?
Как называется море в пустыне Негев?
Где находится Мертвое море?
На каких языках говорят в Израиле? (Иврит, арабский, английский, русский, польский, испанский, французский и т.д)
2. Спросите у детей, помнят ли они рассказ о Шабате, который вы с ними недавно прочли.
Учитель:
- Давайте вспомним его вместе еще раз. Милины и Ленины двоюродные братья взяли себе в Израиле еврейские имена. Почему они это сделали, как вы думаете? У каждого народа есть свои национальные имена. У нашего народа - тоже. Когда человека вызывают к Торе в синагоге, его называют еврейским именем. Еврейским именем называют ребенка, когда ему делают брит-мила, а также, когда мальчику исполняется 13 лет (бар-мицва), а девочке - 12 лет (бат-мицва). Эти имена звучат, когда молодожены стоят под хупой. И когда человек, завершив свой жизненный путь, уходит в мир иной, при погребении его тоже называют еврейским, то есть его настоящим именем.
В еврейских семьях традиционно принято давать имена в честь кого-нибудь из умерших членов семьи - например, прабабушки или прадедушки, чтобы память о них жила в семье. Часто детям дают имена наших праотцев - Авраам, Ицхак, Яаков, Сара, Рахель или Ривка.
Когда человек хочет взять себе еврейское имя, то нередко оно начинается с той же буквы, что и имя, данное ему при рождении, или созвучно ему. Поэтому бывшие Лены часто становятся Иланами, Оли - Яэлями, Алеши - Элишами и т д
Если прежнее имя несло какую-нибудь смысловую нагрузку, например, Надежда или Света, то еврейское имя соответственно будет звучать Тиква или Ора.
Вы помните, что на прошлой неделе мы разослали списки еврейских имен вашим родителям. Мы предложили им подумать, какое имя они бы хотели выбрать для вас.
Кто из вас хотел бы иметь еврейское имя? Как к этому относятся ваши родители? Если вы хотите побыстрее освоиться с новым именем и привыкнуть к нему, мы можем называть вас в классе этими именами.

Примечание
Если ученики принесли заполненные родителями анкеты с указанием еврейского имени, которое они хотели бы дать своим детям, соберите их, чтобы потом в соответствии с этими анкетами изменить имена ребят.
Если родители не прислали анкеты, пошлите им повторное письмо. Разумеется, подобное присвоение еврейского имени возможно только при согласии родителей и ученика. Если ребенок хочет выбрать себе еврейское имя, но не знает какое, помогите ему. Вы можете обсудить с ним этот вопрос, и он будет счастлив, подобрав себе имя, которое ему нравится.
3. Учитель
- Ребята, давайте представим себе, что мы в Израиле. На каком языке мы будем говорить?
Вот мы собрались все вместе за столом, чтобы отпраздновать Ту би-шват Для этого нам понадобилось бы знать названия многих деревьев, плодов и т.д.
Давайте выучим некоторые из слов, связанных с Ту би-шват
эц - дерево
при - плод
Эрец Исраэль - Земля Израиля
илан - молодое дерево
нэвэт - росток
шкедия - миндальное дерево
эц тамар - финиковая пальма
эц зейтим - оливковое дерево т
тапуах - яблоко
агас - груша
тапуз - апельсин
Эти слова можно проиллюстрировать рисунками или цветными фотографиями и несколько раз повторить.
4. Давайте проведем праздник Ту би-Шват вместе.
Если есть возможность, включите в подготовку к празднику следующие элементы:
посадите в классе семена овощей;
сделайте поделки, связанные с фруктами и деревьями;
перед тем как попробовать фрукты, не забудьте произнести соответствующие благословения;
разучите несколько песен на иврите к празднику;
разучите израильский танец.
Если ребята только что получили еврейские имена, этот момент можно обыграть при праздновании Ту би-Швата: называйте их новыми именами.
ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ

Леня: Шалом! Заметил ли кто-нибудь что Ханука началась в кислеве, а закончилась в тевете?

Мила: Я заметила! Ведь Ханука всегда начинается 25 кислева, а последний день праздника выпадает на третий день месяца тевет.

Леня: Ты права, это зимний праздник, как и праздник Ту би-шват,

Мила: Конечно! Но почему и мы с тобой нарисова-ваны у этого дерева?

Леня:

Может быть, это просто ошибка и кто-то перепутал номера страниц?

Мила: Нет, я уверена, что есть причина! Давай подумаем... У нас деревья в снегу, зима, каток, холодно. А здесь нарисовано дерево с зелеными листьями. Значит, там где оно растет, очень тепло.

Леня: Вот загадка! Может, кто-нибудь из ребят догадается, почему мы нарисованы у зеленого дерева в середине зимы?

КАК НАЗЫВАЮТ ЭТОТ ПРАЗДНИК?

Ту би-шват - это 15 число месяца шват.

Название Ту би-шват - дата праздника. Каждая буква иврита имеет и цифровое значение. Например, алеф - это 1, бет - 2, гимел - 3 и т.д. А буква тет (9) и вав (6) в сумме дают 15. Отсюда -15-е месяца шват,

Рош а-шана ла-иланот - новый год деревьев.

В Мишне, книге еврейских законов, этот день называется Новый год деревьев, потому что он является границей между старым и новым годом для деревьев. Все, что происходит с деревьями после этого дня, относится уже к следующему, новому году. Например, расчет возраста дерева делается начиная с Ту би-шват.

КАК ПРАЗДНУЮТ ЭТОТ ПРАЗДНИК?

Ту би-шват - это праздник, не связанный с какими-либо сложными действиями. Для этого дня не существует особой молитвы в синагоге или особого кидуша. Встречая этот праздник, мы не зажигаем свечи. Однако этот день календаря напоминает нам о том, что евреи, где бы они ни жили, связаны с Землей Израиля.

Существует традиция в день праздника Ту би-шват накрыть праздничный стол так. чтобы на нем было представлено не менее 15 видов фруктов, которые растут в Эрец Исраэль. Как правило, их бывает больше - это финики, маслины, миндаль, инжир, сушеные фрукты - изюм, курага, чернослив, яблоки, груши и многое-многое другое. Другая традиция - каждый год в день этого праздника сажают в Израиле новые деревья. Ученики еврейских школ в разных странах мира специально собирают деньги, чтобы послать их к этому дню в Еврейский национальный фонд в Израиле - Керен каемет ле-Исраэль. Эти деньги используют для новых посадок деревьев в Эрец Исраэль.

ПРАЗДНУЮТ ЛИ ТУ БИ-ШВАТ ВНЕ ИЗРАИЛЯ?

Евреев объединяют в единый народ Б-г, Тора и Эрец Исраэль.

Несмотря на то, что мы живем во многих странах мира, в своих ежедневных молитвах, и особенно в дни праздников, мы мысленно переносимся в Эрец Исраэль. Например, осенью в синагогах всего мира читают молитву о дожде, в которой просят Б-га, чтобы Он послал на Землю Израиля дождь вовремя, чтобы у израильтян был хороший, урожайный год. Вот эту неразрывную связь нашего народа с Землей Израиля мы ощущаем во время замечательного праздника Ту би-шват.

Рассказ для чтения в классе

КОРОЛЬ И ИНЖИРНОЕ ДЕРЕВО

Давным-давно жил-был король, которого звали Адриан. Этот король очень любил путешествовать по разным странам. И вот однажды он приехал в Землю Израиля и, путешествуя по стране, увидел, как старик копает землю.

- Добрый человек, - обратился к нему король, - зачем ты копаешь землю?

Оторвавшись от работы, старец взглянул на короля и сказал:

- Да вот, хочу посадить инжир, Ваше величество.

Король видел, что человек этот очень стар, и никак не мог понять, зачем старик сажает дерево, плодами которого он явно не успеет воспользоваться И он обратился к старому человеку так:

- Ответь мне, пожалуйста, на два вопроса- сколько тебе лет и когда, ты думаешь, это дерево принесет плоды? Старик спокойно ответил:

- Мне сто лет, и я думаю, что это дерево принесет плоды через четыре года. Король сказал-

- И ты надеешься дожить до того дня, когда дерево станет плодоносить?

Старик улыбнулся и ответил:

- На все Б-жья воля. Возможно, я и не увижу его плодов, но это не столь уж важно. Когда я родился, в Израиле уже росло много деревьев. Нам заповедал наш Б-г сажать деревья на этой земле, и поэтому каждый должен постараться посадить как можно больше деревьев. Другие люди посадили много деревьев еще до того, как я родился, а я сажаю их для тех, кто придет после меня.

Понравились королю речи старого человека. Он пожелал ему здоровья и продолжил свой путь.

Прошло несколько лет. Король Адриан снова посетил Израиль. Он проехал по тем же местам и вдруг увидел того же старика у высокого дерева, усеянного плодами. Они приветствовали друг друга как добрые знакомые, и старик с улыбкой протянул королю корзину, полную крупных сочных плодов инжира

- Я помню нашу встречу и очень рад. что могу угостить тебя плодами этого дерева. Надеюсь, что они тебе понравятся, ведь это - плоды Эрец Исраэль!

Король попробовал инжир, и он ему очень понравился.

Повернувшись к слугам, он сказал:

- Переложите эти фрукты в другую корзину, а эту наполните золотыми монетами.

Затем король отдал корзину, наполненную золотыми монетами, старику и произнес:

- Живи много лет и радуйся - и этим фруктам, и счастью своих детей, внуков и правнуков!

Старик вернулся домой с корзиной, полной золотых монет, и рассказал своей семье историю о короле Адриане и инжирном дереве






CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=507