О возрождении домашнего обучения в США. Показана практическая сторона домашнего обучения в конкретной семье.
Домашнее обучение в США
Ирина Перис
для BBCRussian.com
То, как обучаются дети Хейди и Давида Кука, - вовсе не аномалия
Каждое утро дети семьи Кук поднимаются в семь утра и начинают готовиться к учебному дню. Умывание, зарядка, завтрак - и вот они за раскрытой книгой, первый урок - чтение. От стола, за которым они завтракали, до учебного кабинета - меньше минуты ходьбы. Трое братьев и сестра занимаются дома, их учитель - мама.
То, как обучаются дети Хейди и Давида Кука, - вовсе не аномалия. В сегодняшней Америке число семей, практикующих домашнее обучение, быстро растет.
C 1999 по 2003 годы число детей, обучающихся дома, увеличилось на 30% - с 850 тыс. до 1 млн. 100 тыс.
Oфициальной статистики за последние три года не существует, а по неофициальным подсчетам эта цифра на сегодня приближается к 2 млн. (Для сравнения: в частных и общественных школах США в 2006 году обучается 55 млн. детей.)
Эта тенденция часто характеризуется как нечто новое, но именно к ней как нельзя более подходит выражение, что новое - это хорошо забытое старое.
Обязательное школьное образование стало правилом во всех штатах США, как и окончательно во всех странах Европы, только к началу XX века.
До этого обязательное школьное обучение практиковалось, например, в древней Спарте. После периода Реформации оно было введено в Германии. В прочих странах западного мира образование детей до последних 100-150 лет определялось выбором и возможностями семьи, и домашнее обучение было также общепринято, как сегодня школьное.
Конечно, кому-то это образование преподносилось учителями и гувернерами, а кого-то ожидали горьковские "университеты"...
Как альтернатива
К радикально настроенным американским шестидесятникам, ратовавшим за домашнее обучение, вскоре примкнуло большое число верующих
Современная система обязательного школьного образования стала золотым стандартом цивилизованного общества. Но, как и всякое творение рук человеческих, она не лишена недостатков.
Например, система обязательного школьного обучения за все время своего существования не позволила США достичь 100-процентной грамотности среди взрослого населения (уровень неграмотности по разным оценкам, составляет от 4-х до 10% , большинство неграмотных среди малоимущих).
Первые сторонники возвращения домашнего обучения появились в CША в эпоху реформ 1960-х - начала 1970-х годов. Они стояли на позициях социальной критики, отмечая, что недостатки системы обязательного школьного образования отражают проблемы современного общества в целом.
В своей книге "Deschooling Society" (1970) американский критик Иван Иллич применительно к системе школьного образования пишет о тенденции современного общества к институтизации, разрушающей человеческие взаимоотношения; о коммодификации образования, превращения его в товар, который в избытке доступен одному и не по карману другому.
В этой книге он выдвинул идею неформального образования как альтернативы сложившейся системе. Джон Холт, долгое время проработавший в системе общественных школ США, стал самой заметной фигурой среди адвокатов домашнего обучения.
Любопытно, что к радикально настроенным американским шестидесятникам, ратовавшим за домашнее обучение, вскоре примкнуло большое число верующих.
В 1980-e годы изменения в налоговом законодательстве привели к закрытию сотен небольших частных христианских школ CША. Родители обучавшихся в них детей были вынуждены делать выбор между "безбожными" общественными школами и более дорогими частными религиозными.
В результате многие из них решили обучать детей самостоятельно.
Стремление к лучшему
C течением времени, возможность домашнего обучения как альтернативы школьному получила все более широкое распространение
C течением времени, возможность домашнего обучения как альтернативы школьному получила все более широкое распространение. Возник целый ряд ассоциаций, оказывающих поддержку семьям, дети которых обучаются дома.
Эти accoциации могут дать рекомендации методического характера, могут предоставить информацию, касающуюся правовых основ домашнего обучения в том или ином штате, а также являются центрами организации социальной жизни для детей, обучающихся дома.
Выросло и количество выпускаемых программ и учебников для домашнего преподавания.
Среди причин, по которым родители решают обучать детей на дому, наиболее часто приводится желание дать детям лучшее образование, чем то, которое они могли бы получить в школе, согласно докладу Национального центра статистики в сфере образования.
Следующими по важности упоминаются причины религиозного и морального плана, и ряд других, включая семейные обстоятельства, неудовлетворенность средой общения среди учеников в школьной системе и так далее.
"Не упустить проблемных моментов"
Мне не хотелось отдавать кому-то ту часть их жизни, которая предназначается интеллектуальному росту
Хейди Кук, обучающая детей на дому
До того, как стать матерью, Хейди Кук работала преподавателем физкультуры в той же школе, где в свое время она училась сама.
Cобственный опыт и разговоры с коллегами убедили ее, что обучение детей в больших группах учителями, над которыми висит бремя бюрократических обязательств, не самый лучший cпособ их воспитания. Своих детей она решила обучать дома.
"Мне не хотелось отдавать кому-то ту часть их жизни, которая предназначается интеллектуальному росту, - говорит Хейди. - Когда мы проходим на уроках какую-то тему, мы все время возвращаемся к ней в наших разговорах в течение дня. Если у нас возникает ка082;ой-то вопрос, мы можем поискать ответ в дополнительной литературе, мы можем взять и посмотреть фильм".
"Я не думаю, что родители, чьи дети ходят в школу, имеют ту же степень вовлеченности в процесс интеллектуального роста своих детей. Для меня это ценно. Не говоря уже о том, что школьные годы, это время, когда формируется человеческий характер; и я не хотела бы упустить проблемных моментов", - отмечает Хейди.
В режиме диалога
Для своих детей, которым 11, 10, 8 и 6 лет, Хейди выбрала программу обучения, cочетающую принципы, выдвинутые Шарлоттой Мэйсон в XIX - начале XX века, и традиции классического образования.
Часто я - вдохновитель и участник процесса. Я думаю, что это правильно; ведь учеба - это процесс длиною в жизнь, дети не должны думать, что для того, чтобы чему-то научиться, над ними кто-то должен стоять и их подталкивать
Хейди Кук
Обучение в ракурсе этой программы рассматривается как элемент развития внутренней жизни человека. Особое значение в процессе такого развития играют идеи, которые мы воспринимаем и вырабатываем в режиме диалога.
Большое внимание в этой cистеме уделяется риторике, развитию речи и логического мышления. В гуманитарных дисциплинах вместо учебников используются литературные тексты; большая роль отводится общению с природой.
В семье Кук в этом году орфографию, грамматику, чтение и запоминание отрывков наизусть дети проходят на текстах Библии и Шекспира. На основании Библии же они изучают древнееврейскую цивилизацию.
Религия имеет большое значение для Хейди и Дэвида, поэтому теория сотворения мира детям преподносится тоже в ее библейском варианте. Хейди отмечает, что она знакомит детей и с теорией Дарвина.
Среди других дисциплин, включенных в программу этого года - история античного мира, математика, начала латыни, испанский и немецкий языки, рисование и история классической музыки.
Хейди выросла в семье иммигрантов из Германии, поэтому немецкий - ее второй родной язык. Испанский она изучает вместе с детьми по компьютерной программе.
"Я не всегда занимаю позицию учителя, - говорит Хейди. - Часто я - вдохновитель и участник процесса. Я думаю, что это правильно; ведь учеба - это процесс длиною в жизнь, дети не должны думать, что для того, чтобы чему-то научиться, над ними кто-то должен стоять и их подталкивать".
Хейди говорит, что она ставит оценки за самостоятельно выполненные задания, но не за все и не всегда.
Вопрос общения
В конце каждого учебного года ее дети проходят стандартизованные тесты для соответствующих их возрасту классов. Проводятся и проверяются эти тесты представителем местной общественной школы.
Мои дети общаются друг с другом, с детьми из соседних домов, с детьми, которые приходят на программы для обучающихся на дому, и с преподавателями музыки, тренерами спортивных секций, кураторами музеев, прихожанами нашей церкви, друзьями нашего дома
Хейди Кук
Результаты обычно очень хорошие, особенно в области языка. По величине ее словарного запаса, Эмили, старшая дочь, уже на уровне старших классов, если не колледжа.
Дети также занимаются музыкой и спортом, но уже вне дома. Эмили учится играть на арфе, а два ее младших брата - на гитаре. Все четверо старших детей (а в семье есть еще и годовалый малыш) берут уроки дзюдо.
До появления на свет самого маленького вся семья зимой каталась на горных лыжах. В течение предыдущих нескольких лет старшие дети также учились ездить на лошадях.
Отделы образования, которые существуют практически в каждом среднем и крупном музее США, начали предлагать специальные программы для обучающихся на дому.
Хейди возит своих детей на такие программы, а также на мероприятия, которые родители организовывают для детей через местную интернет-группу домашнего обучения.
"Очень часто при обсуждении домашнего обучения возникает вопрос о недостатке общения для детей. Я не согласна с этой точкой зрения. Я считаю нашу ситуацию более естественной, чем разделение детей на строгие возрастные группы в школе. Мои дети общаются друг с другом, с детьми из соседних домов, с детьми, которые приходят на программы для обучающихся на дому, и с преподавателями музыки, тренерами спортивных секций, кураторами музеев, прихожанами нашей церкви, друзьями нашего дома", - говорит она.
Обучающиеся на дому дети в любой момент могут перейти в соответствующий класс общественной школы. Поэтому обучение на дому нередко проводится только в течение нескольких лет, в зависимости от возможностей и желания родителей, а также желания и успехов учеников.
Cемья Кук не исключает возможности, что их дети пойдут в старшие классы школы. О том, что будет дальше, они пока не загадывают.
На вопрос, как она представляет себе будущее своих детей, Хейди ответила: "Мне бы хотелось, чтобы каждый из них нашел и реализовал свое призвание. То есть нашел в жизни то, в чем он был бы страстно заинтересован. В остальном же у меня нет конкретных планов".