Недельная глава «Ваигаш» (Вайигаш) (ויגש ивр. — «И подступил»)
Одна из 54 недельных глав — отрывков, на которые разбит текст Пятикнижия (Хумаша).
Глава «Ваигаш» — одиннадцатая по счету глава Торы — расположена в первой книге «Брейшит». Имя свое, как и все главы, получила по первым значимым словам текста (ва-игаш Йеуда — «И подошел к нему Йеуда…»). В состав главы входят стихи (ивр., мн. ч. — псуким) с 44:18 по 47:27.
4 И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я - Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет;
5 но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни;
(Быт.45:4,5)
Иосиф видит свою жизнь как Божье достояние для служения братьям и всем людям.
Величие жизни Иосифа в том, что он не стремится доказать братьям свою правоту или поставить их на место. Он стремится спасти их и быть проводником спасения для них. Убедившись, что сердца братьев стремятся миловать и любить Иакова и Вениамина, Иосиф открывает свое сердце братьям. Мы видим величайшую историю примирения.
Это примирение стало возможным потому, что Иосиф не стремился доказать свою правоту, а жаждал послужить своим братьям во имя Божье. Он не таит обиды, т.к. понимает, что его жизнь призвана служить Господу и спасению братьев. Он переступает через себя и смиряется под руку Божью.
У каждого человека своя правда. Каждый прав в своих глазах. Только те люди, которые ищут Божьего блага для ближнего, могут переступить через себя и поступать, как Иосиф.
Смысл его жизни - не утвердить свою правоту. Иосиф мог сказать: "Вы меня обидели. Вы меня предали. Вы меня едва не убили. Я имею право на вас обижаться, все время вспоминать и мстить." Иосиф не мыслит так, поскольку не сфокусирован на своей жизни. Он видит, что через его жизнь разворачивается великий план спасения для Израиля и Египта. Наверняка он вспоминал пророчества, данные еще Аврааму, о том, что народ Израиля будет жить в Египте и затем выйдет оттуда в землю, обещанную Господом. Замечаем ли мы, что Господь через наши жизни служит спасению нашего народа, братьев и сестер, родных и близких, друзей, знакомых?
Делами вера Иосифа достигла совершенства.
Он в доверии Богу служил Потифару, не блудил, служил в тюрьме, служил царедворцам. Когда фараон просит истолковать сон, то Иосиф говорит: "Это не мое. Господь даст ответ во благо фараона." Душа Иосифа смирилась под руку Божью. Он не роптал на судьбу, что жизнь его не устроена, что он даже не владеет своей жизнью. Он раб. Он не живет своей жизнью.
Далее, будучи вторым человеком в Египте, Иосиф продолжает жить не своей жизнью, а жизнью Божьей. Он служит спасению Египта, Израиля и всех народов. Почему так произошло? Иосиф верен Богу в малом, и поэтому над большим поставлен. Жизнь Иосифа стала прообразом страдающего Мессии Израиля (Машиях бэн Иосиф). Его жизнь являла собой Мессию для всех.
Наши жизни призваны проявлять Мессию.
Мы куплены дорогой ценой и мы не свои. Вы можете сказать: "Я не такой великий, как Иосиф." Это слишком высокие стандарты. Однако в Писанни мы видим обычный стандарт для каждого верующего:
6 Посему, как вы приняли Мессию Иешуа Господа, [так] и ходите в Нем,
7 будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.
8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Мессии;
9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,
10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти (Кол.2:6-10).
Мы призваны ходить в Нем. Это значит, что мы должны поступать так, как Он поступал. Наша духовность не в теоретических знаниях правильных догматов или толковании трудных мест Писаний. Наша духовность это поступки, угождающие Мессии и прославляющие Его.
Являет ли моя жизнь Мессию для всех?