гл. Ваехи 07.01.2012 Не бойтесь! Я под Богом.
Раздел: Отрывок Торы Дата: 12/01/2012

Недельная глава «Ваехи» (Вайехи) (ивр. ויחי‎ — «И жил…»).

Одна из 54 недельных глав — отрывков, на которые разбит текст Пятикнижия (Хумаша).

Глава «Ваехи» — двенадцатая по счету глава Торы — завершает первую книгу «Брейшит». Имя свое, как и все главы, получила по первым значимым словам текста (ва-ехи Яаков — «И жил Яаков…»). В состав главы входят стихи (ивр., мн. ч. — псуким) с 47:28 по 50:26.



16 И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря:
17 так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это.
18 Пришли и сами братья его, и пали пред лицем его, и сказали: вот, мы рабы тебе.
19 И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо (я под Богом) я боюсь Бога;
(Быт 50:16-20)


Это была уникальная семья. История семьи Иакова похожа на драму с очень закрученным сюжетом. В этой драме присутствует все: предательство, убийство, блуд, ненависть, слезы, горе, томление, примирение, дружба, терпение, бескорыстная любовь и помощь... Вот некоторые из событий семьи.  Старший сын Рувим переспал с женой отца, Симеон и Левий в гневе перебили сынов Еммора, братья таили злобу и хотели убить Иосифа, Иуда отделился от общества Божьего, женился на хананеянке, а затем начал блудить и был обличен через Фамарь (жену умерших сыновей). Это только часть происшествий, о которых мы знаем.

Как такое могло быть среди семьи, которая являлась носителем Божьего откровения о Всевышнем? Только эта семья имела Богопознание и возможность поклоняться Богу живому. Мы можем сетовать на эту семью и говорить: "Как они могли себе такое позволить перед лицом Божьим? Может быть, они не знали Господа?" Но Писание показывает нам, что они стремились служить Богу. Они были обрезаны (заключили завет) и понимали, что Господь направляет их жизни. Иаков был их отцом, которого они уважали и слушались.

Посмотрим с другой стороны на историю семьи Иакова. Несмотря на свои грехи, они смогли так говорить и служить друг другу, что семья сохранилась и вошла в Божье призвание. Они были способны принимать друг друга и помогать каждому принести достойный плод покаяния. Эта семья пришла к исполнению своего призвания. Несовершенные сыновья Иакова называются патриархами Израиля. Через семью Израиля было написано и передано Божье Слово всем семьям земли. На воротах небесного Иерусалима написаны имена 12-ти сыновей Иакова, о которых мы сейчас читаем.

Что помогало семье Иакова сохраниться на Божьем пути?

Ключ к преображению и созиданию друг друга это покаяние. Покаяние это переосмысление, которое ведет к изменению образа жизни человека. Как царь Давид говорил: "Прежде моего страдания я заблуждал, а ныне слово твое храню."

Каждый раз, уходя с пути Божьего, человек испытывает страдания и неустройство. Это не удивительно. Господь сотворил нас для Себя, и поэтому человек испытывает полное устройство и счастье, живя по Божьей воле. Господь дает человеку возможность жить и радоваться жизни. Он оживил нас и поддерживает в нас дыхание. Иешуа сказал: "Без Меня не можете делать ничего."

После покаяния человек испытывает облегчение и утешение. Господь дает мир не так, как этот мир дает. Из Писаний мы видим, что сыновья Иакова покаялись и не возвращались к неверным путям. Рувим покаялся в содеянном и больше не повторял подобного. Симеон и Левий больше не давали места гневу человеческому. Братья, предавшие Иосифа, в дальнейшем хранили Вениамина. Иуда после покаяния ведет благочестивый образ жизни и наследует благословение быть коленом, в котором родится Машиях.

Пока человек не желает покаяться, он не может устоять в обществе верующих и в Царстве Божьем. Наверняка, отец и братья общались друг с другом и с любовью вразумляли согрешившего и помогали ему вернуться в семью Божью.

Когда нет покаяния, то нет и милости.
Нечестивый человек не может устоять в Царстве Божьем. Сказано, что праведный едва спасается. Стандарт Божьей святости весьма высок. Без жертвы Мессии невозможно спастись, т.к все сделались негодными. Но приняв чистоту и праведность Мессии, необходимо беречь от нечистоты те одежды, в которые мы были одеты. За то, чтобы мы были одеты в одежды Божьей праведности, Мессия был раздет, избит и изуродован более всякого человека. За наши преступления и грехи Он был обезображен и мучим более всякого человека. Поэтому мы должны держать то, что имеем, и не предаваться нечистоте. Нет милости нечестивому. Только тот, кто кается, имеет милость т.е возможность исправиться по воле Божьей.
10 Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа (Ис.26:10).

Когда человек не видит своих проступков и считает себя безгрешным, то он не способен каяться, и поэтому оправдывает свои безбожные мысли, которые ведут его к смерти. Например, царь Давид  увлекся своими неверными мыслями до такой степени, что позволил себе прелюбодеяние и убийство не считал грехом. Только открытое обличение и искреннее покаяние спасло его душу от смерти. Мы должны признавать свою вину перед Господом и перед людьми, перед которыми мы согрешили. Каждому из нас есть, в чем каяться. Святой должен освящаться еще. Поэтому Господь призывает Израиль к Себе такими словами:
12 Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, [дочь] Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, - не вечно буду негодовать.
13 Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь.
14 Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион (Иер.3:12-14).

Чем больше знаешь Господа, тем больше каешься, поскольку осознаешь свою нужду в покаянии.
Пророк Исайя в момент славы Божьей вновь осознал свою нечистоту, хотя был избранным и верным пророком, который в святости ходил перед Ним и служил народу Израиля искренно.
5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.
6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,
7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен (Ис.6:5-7).
Близкое общение с Господом помогло Исаии осознать свои беззакония и нечистоту. Он сожалеет об этом и кается, и в этот момент Господь очищает его.

Грехи показывают неверные мотивы сердца.
Покаяние это учеба на ошибках. Рувим учился на ошибках. Да, в его жизни было много хороших качеств и достоинств, но один грех отравляет все.
Писание говорит, что нет человека, который бы делал добро и не грешил.

Наверняка, Иаков, видя поступки и грехи своих детей, вспоминал свои преступления перед Господом. Поэтому он служил своим детям к исправлению сердец, когда видел через их поступки скрытые мотивы сердца человеческого.
Так, в жизни Рувима он увидел блуд и похоть. Далее Иаков молился и служил своему сыну, чтобы тот больше не попадал в этот обман.
В жизни Симеона и Левия Иаков видел вспыльчивость, гнев и поспешность. Далее он служил своим детям, чтобы они поменяли свой образ жизни. Он стремился служить сердцам своих детей, как и каждый родитель призван служить к исправлению сердца своего ребенка, ведь Богопознание и любовь к ближнему не утверждена в нашем сердце от рождения. Это воспитывается.

Иаков поступал по месту Писания:
16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак.5:16).

Служа таким образом своим детям, Иаков сохранял свою семью от развращения и потери Божьего призвания.
19 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,
20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак.5:19,20).

Мы должны подобным образом служить друг другу, нашим детям и сохранять от блуждания по путям лукавого сердца человеческого.


Бытует мнение, что есть серьезные грехи, за которые обязательно необходимо каяться, и есть "безобидные" грехи, на которые можно не обращать внимание.
Например. За раздражение мы не каемся. Но все считают, что надо каяться, если ударил человека или накричал. За похотливую мысль мы не каемся, а за прелюбодеяние считаем, что надо каяться. Однако большие реки начинаются с маленького родника, и ужасные преступления начинаются с "безобидных" мыслей.

Нет особых грехов, за которые надо каяться.  Необходимо научиться каяться за безбожные мысли, чувства, настроение и даже намерения. Лучше покаяться в мыслях перед Богом, чем отдавать свою душу в распоряжение нечистоте, гневу, подозрениям, зависти и другим грехам. Адам и Ева были изгнаны за то, что допустили одну мысль, бунтующую против Господа. Анания и Сапфира погибли за одну мысль солгать Духу Святому. Если мы не будем каяться на стадии мыслей, то в любом случае придется каяться за совершенные грехи перед людьми и Богом. Братья Иосифа имели возможность покаяться друг перед другом за злость и безбожное стремление убить своего брата, однако вместо этого они вдохновляли друг друга к раздражению и убийству. Бог открыл их преступление, и далее весь остаток жизни они приносили плод покаяния. Господь откроет в день суда все наши мотивы и мысли и будет судить их также.

Не бойтесь, я под Богом.
Мы можем испытывать разные чувства. К нам в голову могут приходить разные мысли и желания. Порой они бывают злые и жестокие. Например, царь Саул позволил мыслям зависти и ущемленного самолюбия остаться в его сердце. В результате он начал ненавидеть Давида, человека, который был верным и искренним слугой в царстве.
Иосиф дает понять братьям, что гарантией того, что его отношение к ним не поменяется, является Господь, т.к. Иосиф живет не по своим прихотям, а по воле Божьей. Он успокаивает братьев тем, что будет относиться к ним так, как Господь относится к ним. Мысли и желания Иосифа проходили Божью оценку, и поэтому братья поняли, что Иосиф будет относиться к ним с Божьей любовью, милостью и пониманием. Нам очень важно помнить, что каждый из нас ходит перед Богом и под Ним. Он сердцеведец и Ему дадим отчет.

Будем молиться, чтобы Господь менял наше отношение к греховным мыслям и чувствам в своем сердце. Чтобы мы не пропускали неверных мотивов и желаний в сердце. Будем также просить, чтобы Бог научил нас любовью служить друг другу и сохранить души ближних от грехов.






CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=572