Недельная глава «Бо» «Бой» (בא ивр. — «Войди…»)
Одна из 54 недельных глав — отрывков, на которые разбит текст Пятикнижия (Хумаша).
Глава «Бо» — пятнадцатая по счету глава Торы и третья по счету глава книги «Шмот». Имя свое, как и все главы, получила по первым значимым словам текста (ва-ямер Ашем эль Моше: бо ле Паро — «И сказал Господь Моше: войди к фараону…»). В состав главы входят стихи (ивр., мн. ч. — псуким) с 10:1 по 13:16.
12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.
13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.
14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его.
(Исх.12:12-14)
Обычно имя Моисея никак не связывают с Евангелием. Да! Через Моше был дан закон, но никак не Евангелие. Так считают многие. Но верно ли это на самом деле?
Что такое Евангелие? Что под этим понятием понимали в то время, когда оно использовалось в обиходе?
Слово "эуангелион" в общепринятом смысле означало как "хорошую (благую) весть", так и "вознаграждение вестнику", принесшему ее. В дальнейшем оно стало употребляться в значении "известие о победе".
Вместе с тем слово "евангелие" относится и к религиозной лексике, занимая особое место в культе
императора. В эллинистическую эпоху, когда личность императора обожествлялась, сообщение о рождении наследника престола называлось "евангелием" ("радостной вестью"); евангелием считалось и известие о его восхождении на престол, поскольку от императора ожидали спасения и мира. Указы правителя тоже назывались евангелиями.
Слово "евангелие" не встречается в Танахе, древнееврейский язык содержит родственное ему по смыслу понятие - "басар", означавшее "сообщать радостное известие". В нем находит выражение великое ожидание победы Господа, установления Его власти и начала времени спасения. "Радостная весть" гласила: Господь царствует (Пс. 95:2; Ис. 52:7; Ис. 40:9; 41:27; 60:6; Наум. 2:1), и это не просто сообщение, но торжественное провозглашение. За этим известием, как за всяким Божьим словом, стоят Его сила и власть. Итак, Евангелие - это сказанное со властью послание, утверждающее власть Царя и Его волю, выраженную в повелениях и законах.
Также в Писании говорится о вечном Божьем Евангелии. Если оно вечное, значит, всегда провозглашалось. Если провозглашалось, то, значит, были люди, которые исполняли эту почетную миссию. Это описание мы можем увидеть в тексте Откр. 14:6, где ангел благовествует "вечное Евангелие". Здесь звучит призыв: "убойтесь Бога и воздайте Ему славу". Это полностью соответствует смыслу Евангелия в других частях НЗ (см. Мк. 1:15; Деян. 14:15; 1Фес. 1:9). Вечным это Евангелие является по самой своей сути, поскольку провозглашает единую, неизменную и вечную Божью волю.
Проповедовал ли Моше Евангелие?
Господь наделяет силой и посылает Моше для того, чтобы засвидетельствовать Израилю и Египту, что Бог Всемогущий, Бог Авраама, Ицхака и Иакова, избавляет свой народ из-под власти Египта. Господь призывает свой народ выйти из Египта, чтобы служить Всевышнему.
Господь будет судить Египет и его богов, но для тех, кто желает смириться и встать под власть Божью, предусмотрена милость через жертву агнца. Эта милость оказывается однажды и мы переходим из царства греха в Царство Божье. Далее мы должны жить достойно того Царства, в которое приняты. Мы не погибли только потому, что вместо нас был убит агнец. Теперь мы не имеем права произвольно грешить, т.к. находимся под властью Святого Отца Небесного. Да, мы не совершенны! Нет человека, который бы делал добро и не грешил! Нас освободил Господь, Который научит и воспитает нас для Своего вечного Царства. То, что нам не открыто, принадлежит Господу, а то, что открыто это возможность проявить свое доверие Всевышнему и изменять то, что Он показал через нашу совесть или изучение Писаний, или общение с ближними. Каждый человек на земле знает обличение Божье, даже если он и не является официальным верующим.
Здесь мы видим все атрибуты Евангелия, кроме молитвы покаяния. В этом случае покаянием было принять власть Божью и поступить по Его воле.
Принял ли я Евангелие Божье или свое?
Порой слыша Евангелие Мессии, люди слышат в этом что-то свое и видят свою выгоду. Некоторые могут пойти за Иешуа, преследуя свои цели и идеи. Так ученики Мессии порой недоумевали: "Вот мы оставили все! Что нам будет! Кто больше в Царстве Божьем!?"
Среди людей бывают разные виды "евангелия": удачного вступления в брак, сверхъестественных чудес, хорошей служебной карьеры и т. д. Все это можно выразить в одном понятии - "евангелие" преуспевания своего Я. Это значит, что человек встал под власть Божью ради устройства своих идей и планов. Ведь неплохо, когда ты преуспеваешь по своим понятиям и при этом имеешь Царя царей своим покровителем.
Такие люди забывают, что Господь - сердцеведец и испытает его мотивы.
Прит.21:2 Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца
Вспомним Иуду Искариота, который три года был с Мессией, но в сердце своем имел любовь к деньгам и потом ради денег предал Его. Или Самсон, который ради блуда предал Свое призвание. Давайте помнить о главном плоде Евангелия. Какой это плод?
Главный плод Евангелия это святость, а конец - жизнь вечная..
Святость это не только не совершать грехов, а также исполнять волю Господина Своего. Когда рав Шауль встретил Мессию, то первое, что он спросил - "Чего велишь Господи?" Святость выражается в том, что ты выходишь из служения Египту (дьяволу) в служение Богу Израиля. Ради этого проповедовал Моше и совершал великие чудеса.
Иешуа пришел разрушить дела дьявола, чтобы человек не служил врагу своей души. Чем же похожи дьявол и фараон? Фараон был богом Египта. Дьявол считается богом века сего, который ослепляет умы людей суетой и ложью. Ты работаешь на него, а его единственная цель - убить тебя. Стоит заметить, что, несмотря на это, сердца многих евреев больше тянулись к жизни, ведущей к смерти в Египте, чем к Божьей жизни в пустыне и обещанной земле (жизни вечной). Этот парадокс также наблюдался и в нацистской Германии. Многие евреи, служившие в Вермахте, ради карьеры или положения сражались за тех, кто убивал их отцов, матерей и жен в газовых камерах. Некоторые из них говорили: "Они убивают нас, а мы за них сражаемся." Также случается и с нашим грехом, который противодействует Божьему Царству в нас. Грех убивает нас, а мы ему служим.
Если не покаетесь, все так погибнете.
Чтобы спасти нас из рабства греха, Господь должен наказать грех. Он наказал грех в Иешуа. Как мы видим, Израильские первенцы не умерли, т.к. вместо них умер агнец. Далее мы видим, что, несмотря на принятую жертву агнца, в пустыне умирали те, кто продолжали грешить.
7 Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его,
8 не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.
10 Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих;
11 посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.
12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого.
13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
14 Ибо мы сделались причастниками Мессии, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,
15 доколе говорится: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота".
16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.
17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?
18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?
19 Итак видим, что они не могли войти за неверие (Евр.3:7-19).
Оказывается, можно принять жертву агнца, видеть великое избавление и тем не менее лукавить, быть неверным, грешить и не покоряться Богу. Для многих весть о любви Мессии приятна, но эта любовь может проявиться к тем, кто покоряется Его власти и законам Его Царства.
Грех удерживает от служения Богу. Поклонение золотому тельцу показывает на самом деле, к чему стремилось сердце народа. Раздражение и ропот из-за недостатка мяса, огурцов, чеснока - это все лишь повод для того, чтобы делать основное: жить без Божьей власти, правды, истины и любви.
Бог любит человека и ненавидит грех.
Обычно за таким изречением следует цитата: "Ибо так возлюбил Бог мир..." Имеем ли мы право так говорить? Давайте задумаемся!
Ведь о грехе нельзя говорить вне личности. Его не оторвать от личности. Личность принимает решение. Грех не происходит сам по себе, а через личность. Не было бы личности, то не было и греха. Грех не существует вне личности, которая его производит. Кто ворует, обманывает, завидует, сплетничает? Грех сам по себе? Тогда у греха есть руки, ноги, голова. Сколько замысловатых преступлений совершается? Точно у греха есть голова и очень проворные руки, а также быстрые ноги. Когда что-нибудь пропадает, то оно куда-то быстро уходит. Почему тогда Господь говорит через пророка Исайю: "Во что вас бить, продолжающие гордое упорство?!" Господь бьет не грех, а личность, которая грешит. Может быть, Он бьет до тех пор, пока личность не одумается?
Вспомним, что ненавидит Господь:
12 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,
13 мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;
14 коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.
15 Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит - без исцеления.
16 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:
17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями (Прит.6:12-19).
Слащавое, потребительское "евангелие".
Оно звучит так: "Только поверь в Иешуа и тогда все изменится." Многие формально произносят молитву покаяния и ждут заветных изменений. Каждый видит свои изменения и стремится к ним. Продуктом такого пути является душевный верующий, который не имеет Духа Божьего и употребляет благодать Божью для того, чтобы жить по своим прихотям и желаниям. Прочтем часть из послания Иуды:
3 Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым.
4 Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в [повод к] распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.
5 Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил,
6 и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
7 Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, -
8 так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.
9 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь".
10 А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.
11 Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.
12 Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые;
13 свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки.
14 О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: "се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих -
15 сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники".
16 Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти (Иуд.1:3-16).
Таких верующих очень много. Они выглядят, как верующие, говорят правильные слова, могут цитировать Писание, но когда с ними сталкиваешься поближе, то видишь, что плода святости в их жизни нет. Они стремятся исполнить свои идеи и желания, и для этого все средства хороши. Будем остерегаться такого пути. Давайте помнить, что мало принять Евангелие по вере для вечного спасения. Необходимо жить достойно Евангелия, т.е. пребывать в Царстве и всей жизнью провозгласить, что Господь Царствует.