Недельный раздел Вайакhел (Ваякгель) (ивр. ויקהל - И созвал) - 22-ый раздел Торы и 10-ый раздел книги Шмот. Имя своё получил по первому слову текста, содержит стихи с 35:1 по 38:20.
1 И стал работать Веселеил и Аголиав и все мудрые сердцем, которым Господь дал мудрость и разумение, чтоб уметь сделать всякую работу, потребную для святилища, как повелел Господь. 2 И призвал Моисей Веселеила и Аголиава и всех мудрых сердцем, которым Господь дал мудрость, и всех, коих влекло сердце приступить к работе и работать.
3 И взяли они от Моисея все приношения, которые принесли сыны Израилевы, на потребности святилища, чтобы работать. Между тем еще продолжали приносить к нему добровольные дары каждое утро (Исх.36:1-3).
Ваасэ Бэцалэль вэаголиав вэколь иш хахам лэв ашэр натан Адоноай хахма утвуна бахэма ладаат лаэсот эт коль мэлэхэт аводат акодэш лэколь ашэр цива Адонай
Ваикра Мошэ эль Бэцалэль вээл Ахалиав вээль коль иш хахам лэв ашэр натан Адонай хахма бэлибо коль ашэр нэсао либо лэкарва эль амалэхэ лаасэт ота
Ваикху милифнэй Мошэ эт коль атэрума ашэр эвиу бэнэй исраэль лимлэхэт аводат акодэш лаасэт ота вхэм эвиу алайв од нэдава бабокэр бабокэр
Все люди желают мудрости, но какой и для чего? Есть мудрость для себя "любимого". Об этой мудрости учить нет смысла, каждый день мы видим ее проявления. Сегодня мы будем размышлять о мудрости Божьей. Как приобрести мудрое сердце от Господа?
Мудрость Веселиила и Аголиава была в том, что они были в Божьем распоряжении. Господь употреблял их, созидая скинию, и для этого давал им мудрость. Вспомним, что Соломон просил мудрости для служения народу Израиля и Господь ответил на его желание, дав ему великую мудрость. Итак, настоящая, непреходящая мудрость исходит от Господа.
Образ жизни, ведущий к мудрости.
Рассмотрим процесс приобретения мудрого сердца для призванного Богом человека. Из Египта вышло около двух миллионов, но в сегодняшнем отрывке Торы мы замечаем, что упоминаются мудрые сердцем люди. Образ жизни этих людей направлял их к Божьей мудрости. О таком образе жизни молился Моше: Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое (Пс.89:12). Оказывается, можно так проживать день за днем, чтобы сердце все больше и больше наполнялось мудростью Божьей.
Начало мудрости.
Мы знаем из Писаний, что начало мудрости - это страх Господень.
10 Начало мудрости - страх Господень; разум верный у всех, исполняющих [заповеди Его]. Хвала Ему пребудет вовек (Пс.110:10).
Мы знаем, что основное горе человека от ума (разума), который извратил пути Господни. Слово "верный" также значит: "хороший" (добрый, благой, красивый, прекрасный, благополучный, счастливый, полезный, приятный, желаемый). С таким разумом можно красиво, благополучно и счастливо жить. Поэтому приучение разума к наслаждению Божьими заповедями - это путь к мудрости.
Не случайно, прежде чем в Торе повествовать о людях, имеющих мудрое Божье сердце (в книге Исх. 35), Господь учит свой народ праздновать Шаббат. Празднование Шаббата устанавливается в народе Израиля и является необходимым условием для того, чтобы приступить к созиданию Мишкана. Ясно видно, что через Шаббат Всевышний устанавливает с Израилем серьезные, праздничные взаимоотношения. Почему?
Шаббат - это знамение.
Дело в том, что Шаббат - это знамение взаимоотношений завета между Богом и человеком. Человек приходит каждую неделю в определенное Богом время праздновать заключение завета с Ним. В это время мы вспоминаем, что Господь сотворил все, и поэтому можно успокоиться от дел своих и вникать в дело Божье, чтобы вести полноценную жизнь. Он Горшечник, а мы глина. Без Него мы не можем делать ничего, и как молился царь Давид: "А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим (В праведности я увижу Твой лик, насыщаться буду наяву Твоим образом)" (Пс.16:13-15). Шаббат - это праздник пробуждения человека от суетливого сна безбожной жизни для того, чтобы насыщаться жизнью Божьей, которую Он излил внутрь нас Духом Святым.
Мудрое сердце любит заповедь Шаббата.
Шаббат празднует тот, кто имеет мир с Богом. Почему человек не стремится исполнить эту заповедь? Почему он не стремится в место Божьего покоя? Все очень просто. Его душа еще не желает иметь мир с Богом. Лицемерие, дружба с миром, лень и нежелание жить во имя Мессии ведут к тому, что человек ищет отговорки для того, чтобы не праздновать Шаббат. Шаббат празднует тот, кто услышал призыв Всевышнего и откликнулся на него.
Шаббат дан, чтобы успокоиться от дел своих. Когда мы научаемся отделять время для Царя царей, то это знамение того, что мы начали успокаиваться от дел своих. Как и говорит Мессия: "Придите ко Мне и найдете покой душам вашим". Шаббат дан нам, чтобы прийти к Нему, и успокоившись от дел своих, войти в дело Божье, дабы не быть рабом страхов и суеты этого мира.
Шаббат - это барометр духовной жизни.
Духовно живой человек стремится отделить день для Господа. Видимым показателем духовной жизни является Шаббат. Духовно мертвый человек не стремится отделить время для Бога. Он не видит в этом ценности и из-за этого теряет возможности обрести мудрое сердце. Поэтому нежелание человека праздновать Шаббат во времена Моше наказывалось смертью. Это говорит о том, что человек, пренебрегающий заповедью Божьей, которая служит для обновления завета и возрастания в отношениях с Всевышним, духовно мертв.
Заповедь отделяет нас для Господа.
Соблюдая заповедь, человек приобретает в сердце стремление отделять себя и свое на дело Божье. Всех людей, которые приносили что-либо для созидания скинии, Господь называет мудрыми сердцем. Такие люди начинают осознавать, что блаженнее давать, нежели принимать. Из Писаний мы видим, что наш народ был счастлив, когда вкладывал себя и свое в Божье дело. Ведь Господня земля и что наполняет ее.
Мудрый вкладывает себя в Божье.
Мудрых отличает то, что они не были равнодушны к Божьему призыву и к Его делу. Созидая скинию, они утверждали правду Божью среди себя и давали увидеть свет Божьей истины для всех народов. Утверждение правды Божьей становится смыслом их жизни. Созидание Царства Божьего - это их личный интерес. Они наслаждаются тем, что могут прославлять Всевышнего всем своим естеством. Вкладывая себя в Божье, ты живешь этим. Поэтому Иешуа вдохновлял учеников: "Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой" (Иоан.12:26).
Притча о девах.
Вспомним притчу о мудрых и неразумных девах. Они все были позваны встречать жениха. Они все уснули. Чем же они отличались? Мудрые девы отличались от неразумных тем, что воспитали в себе правильное сердце. Как это выражалось? Они взяли дополнительное бремя: масло в сосуде. Они несли это масло т.к понимали, что эта ноша (ответственность, бремя) послужит им к тому, что они смогут встретить жениха и не сбиться с пути. Чтобы не сбиться с пути необходим светильник Божьего слова, а чтобы светильник не угас необходимо взять на себя бремя исполнения этого слова в нашей жизни, проходя через тяготы и испытания. Иными словами, чтобы иметь горящий светильник необходимо нести с собой масло, а чтобы иметь горящий Божий Дух внутри себя необходимо занять себя исполнением Божьей воли.
Мудр верующий человек или неразумен видно из его поведения. Если он стремится занять себя Божьим приготовляя свое сердце, чтобы оно был годно на всякое Божье дело, то он мудр. Если же он ленится, избегает ответственности, чтобы быть исполнителем Божьего слова, а не обманывающим себя слушателем, то такой человек поступает неразумно и вместо того, чтобы приобретать, расточает.
Обычно жених приходил неожиданно. Все готовились, но время никто не знал. Мудрость состояла в том, чтобы всегда быть готовым следовать за ним. Масло символизирует приобретенную готовность сердца ценить жениха и следовать за ним. Масло приобреталось, а не давалось.
Мудрые задумывались о том, что им надо сделать и как подготовиться, чтобы не пропустить возможность оказаться на брачном пире. Они взяли масло, потому что готовились. Неразумные же думали о чем-то своем. Они вроде вышли на встречу к жениху, но думали о чем-то своем. Это простое действие показывает мотив сердца. Для кого важна встреча с Господом и Его вечное царство, а для кого это формальность. Многие знают, что Господь грядет судить вселенную и что мы дадим отчет за свою жизнь, но ничего не делают для подготовки к встрече с ним. Они не стремятся изменить свою жизнь так, чтобы приготовить себя и не пропустить время Его прихода. Они заняты своим и не занимают себя делом Божьим и поэтому их сердце не приобретает мудрости Божьей. Многие уверовали только, чтобы получить то, что они хотят. Иешуа описывал такой подход к жизни:
48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, - 50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, 51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов (Матф.24:45-51).
Такие люди не стремятся узнать и пребывать в том, что угодно Всевышнему, а день за днем оправдывают свое злое и развращенное сердце. Их молитвенная жизнь выглядит так: "Ведь Бог Всемогущий и потому по Божьему велению! По моему хотению!" Такой путь ведет к тому, что многие не ищут Божьего, а своего и поэтому они не видят Божьих путей. Бог им нужен только, чтобы реализовались их планы "хорошей жизни" на этой земле.
(Пример Шурика)
Чему еще учит нас эта притча?
1. Она предупреждает нас о том, что некоторые вещи нельзя достать или сделать в последнюю минуту. Поздно начинать готовиться к экзамену, когда день экзамена уже наступил. Поздно человеку начинать приобретать мастерство или умение, когда ему уже
предложено задание. Поздно быть верующим, когда ты им не был и поздно готовиться к встрече с Всевышним, если ты к ней не готовился. Можно занять себя чем угодно и отвлечь себя от жизни угодной Господу. Если кто-то думает, что в последнюю минут помолюсь и покаюсь, то вы обманываете себя. Так говорит лукавое и неверное сердце. Ведь Господь будет судить по тому, что мы делали в наших телах. По нашим делам мы будем судимы, а не по молитве которой ты помолился в последний момент. Ведь Богу не нужна формальная молитва. Ему нужно твое реальное сердце, твоя реальная душа, которая на деле показывает кого она любит и за кем следует.
2. Она предупреждает нас о том, что есть такие вещи, которые нельзя занять у других. Неразумные девы не смогли получить в долг масла, когда оно им срочно потребовалось. Человек не может взять взаймы отношение с Богом - эти отношения он должен иметь сам. Человек не может взять взаймы характер - он должен иметь его сам. Мы не можем все время жить за счет духовного капитала, накопленного другими. Некоторые вещи мы должны
добыть сами, потому что их нельзя занять у других. Поэтому писание предупреждает нас, что мы за себя дадим отчет.
Стремление вкладывать себя и приносить свое и участвовать в созидании тела Божьего это и есть показатель приобретенного мудрого сердца от Господа.
Если человек успокоился от дел своих и входит в дело Божье, то естественно он желает это сделать видимым и явным. Добрый человек из доброго сокровища сердца выносит доброе, а злой злое. Божий человек естественным образом желает созидать тело Божье и любить ближнего. Он практик, а не теоретик в любви Божьей.
Мудрый человек не философствует, а делает то, что повелел Господь. Мудрое сердце видно из действий и реакций т. е из плодов. Мы помним, что плод правды сеется у тех, кто хранит мир. Хранит мир с Богом и через устанавливает мир с ближними. Он становится миротворцем и через это праведный плод Царства повсюду через него проявляется.
Кульминация Божьей мудрости это мудрое (разумное) служение. Вот как говорит об этом рав Шауль:
1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, 2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим.12:1,2).
Только человек с обновленным разумом и стремящийся познать волю Божью т.е мудрый человек имеет привилегию предоставить свое тело для мудрого (разумного), угодного Богу служения.
Приношения:
Сначала заповедь (шаббат), приношения, а потом мудрость, чтобы распорядиться жизнью по воле Божьей.
4 И сказал Моисей всему обществу сынов Израилевых: вот что заповедал Господь:
5 сделайте от себя приношения Господу: каждый по усердию пусть принесет приношение Господу, золото, серебро, медь,
6 [шерсть] голубого, пурпурового и червленого [цвета], и виссон, и козью шерсть,
7 кожи бараньи красные, и кожи синие, и дерево ситтим,
8 и елей для светильника, и ароматы для елея помазания и для благовонных курений,
9 камень оникс и камни вставные для ефода и наперсника.
10 И всякий из вас мудрый сердцем пусть придет и сделает все, что повелел Господь:
(Исх.35:4-10)
5 Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею;
6 итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный.
7 Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги [его] были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?
8 и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?
(Втор.4:5-8)
* картинка с сайта http://www.jewish.ru