Недельный раздел Шофтим (Шойфтим) (ивр. שֹׁפְטִים - "судьи") - 48-ый раздел Торы и пятый раздел книги Дварим. Имя своё получил по первому слову текста, содержит стихи с 16:18 по 21:9.
שֹׁפְטִים וְשֹׁטְרִים תִּתֶּן לְךָ בְּכָל שְׁעָרֶיךָ אֲשֶׁר יְדֹוָד אֱלֹקֶיךָ נֹתֵן לְךָ לִשְׁבָטֶיךָ וְשָׁפְטוּ אֶת הָעָם מִשְׁפַּט צֶדֶק
לֹא תַטֶּה מִשְׁפָּט לֹא תַכִּיר פָּנִים וְלֹא תִקַּח שֹׁחַד כִּי הַשֹּׁחַד יְעַוֵּר עֵינֵי חֲכָמִים וִיסַלֵּף דִּבְרֵי צַדִּיקִם
צֶדֶק צֶדֶק תִּרְדֹּף לְמַעַן תִּחְיֶה וְיָרַשְׁתָּ אֶת הָאָרֶץ אֲשֶׁר יְדֹוָד אֱלֹקֶיךָ נֹתֵן לָךְ
Судей и смотрителей поставь себе во всех вратах твоих, которые Господь, Б-г твой, дает тебе, для колен твоих; чтобы они судили (судить, рассуждать, решать, осуждать) народ судом праведным.
Не покриви судом, не лицеприятствуй (не узнавай и не распознавай лиц) и не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрецов и искажает речи правые.
К правде, к правде стремись, чтобы ты жил и овладел землей, которую Господь, Б-г твой, дает тебе.
Основа жизни верующего.
Научение праведному Божьему суду – это основа жизни верующего. Часто слово "суд" воспринимается негативно, но значение этого слова - значит "рассуждать, принимать решение и осуждать то, что необходимо осудить". Обычно верующий не умеет ставить во вратах смотрителя. Врата нашего разума – это глаза, уши, чувства, мысли. Каждый день мы должны размышлять и сопоставлять. В этом состоит роль суда. Воспитывая детей, мы каждый день выносим суд по поводу поведения ребенка и тех вещей, которые он стремится оценить. Любящие родители стараются помочь ребенку иметь верную оценку событий, окружающих людей, собственных мотивов и т.д. Когда мы учимся в школе, то каждый день подвергаемся суду, поскольку оценка знаний – это тоже суд. Затем, работая, мы также получаем оценку своему труду и действиям на производстве. Так что подвергнуться суду – это не только оказаться на скамье подсудимых и слушать обвинительный приговор. Суд – это оценка твоей жизни окружающими тебя людьми в видимом мире и Господом в невидимом. Вот почему свидетельство внешних – это одна из ключевых оценок характера верующего человека, тем более происходит оценка поведения верующего внутри тела Божьего.
Суд награждает.
Также в задачу суда входит наградить и поощрить тех, кто достойно трудится или служит ближним. В каждой стране награждают героев на основании оценки их самоотверженных действий или ученых на основании их вклада в жизнь общества. Без суда никого бы не поощряли и не награждали. Когда мы хвалим ближнего, то это происходит на основании внутреннего рассуждения, т.е суда.
Кривые суды.
На основании чего мы судим? Часто говорят: "У каждого своя правда и свой суд."
Часто наша правда строится на основании жизненного опыта или принятых пониманий. Конечно, каждый в своих глазах прав, и поэтому без пощады выносит суждение о своих ближних, а себя выставляет в праведном свете. Каждый прав в своих глазах. Так у алкоголика все виноваты в том, что он пьет, а у вора все виноваты, что он ворует, у гневливого кто-то всегда виноват в том, что он раздражается и т.д. Мы весьма необъективно судим себя и ближних, и поэтому Господь дает нам такое слово:
Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем. (Рим.3:4)
Также часто мы судим на основании тех отношений, которые у нас с кем-либо сложились. Если кто-либо сделал нам много добра, то нам тяжело будет сказать ему правду. Порой мы закрываем глаза на оплошности тех, к кому питаем симпатию, и строго замечаем недочеты тех, к кому равнодушны или испытываем неприязнь. Все возмущены, когда богатого или высокопоставленного отпускают и ему все сходит с рук, а человек без связей и денег испытывает всю строгость суда. Наши суждения о поступках друг друга должны быть основаны не на симпатиях, а на истине. Для нас всегда актуальны слова Иешуа: Вы судите по плоти; Я не сужу никого. (Иоан.8:15)
Парадокс верующего.
Часто у многих верующих возникает удивительный парадокс: познавая истину Божью, они начинают искать тех, кто не соответствует Божьим стандартам, и осуждать их. Зададим себе вопрос: зачем мы стремимся узнать истину? Чтобы обвинять ближних? Чтобы находить соринки в глазе брата? А, может, для возвышения себя?
Иешуа показывал нам, что истину мы познаем для того, чтобы освободиться от цепей греха и неправды. "И познаете истину, и истина сделает вас свободными". (Иоан.8:32) Итак познание истины помогает нам получить свободу от греха для того, чтобы своей праведной жизнью вдохновлять всех кто находится рядом с нами, также разорвать узы неправды и познать истинную свободу, которую мы узнаем, когда живем по законам Божьей жизни.
Основное стремление верующего должно быть направлено к тому, чтобы не послужить преткновением и соблазном для ближнего.
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. 13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну. (Рим.14:12,13)
Иешуа был без пятна и порока и имел моральное право осудить всех нас. Но что Он делал и как жил? Он дал ясный ответ, зачем пришел в этот погрязший в грехе мир:
46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. 48 Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.
49 Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. 50 И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец. (Иоан.12:46-50)
Лучшим обличением нечестивых людей будет твоя богобоязненная жизнь. Зачем долго и у***** ругать тьму, лучше зажги свет. Когда твоя жизнь угодна Всевышнему, то тебе не надо доказывать, что ты Ему угождаешь, поскольку все, знающие тебя, будут иметь свидетельство о том, что ты человек Божий. Мы поставлены не для того, чтобы осуждать и обвинять друг друга. Мы возрождены Богом, чтобы говорить и действовать в контексте Божьего закона, тогда нечестивая или неверная душа будет обличаема совестью и Духом Божьим.
Учениками Мессии становятся только те, для кого слово Божье живо и действенно. Ученики научились давать слову возможность проникнуть в сердце и судить намерения и мысли. Они понимают, что будут судимы по закону Божьему, и поэтому уже сегодня приучаются давать отчет за свою жизнь перед Господом. Этому учил апостол Павел:
12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. 13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. (Евр.4:12,13)
Надзиратели нового завета.
Можно думать, что судьи и надзиратели были необходимы только во времена ТаНаХа, но это не так. Апостол Петр просит пастырей:
1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Мессии и соучастник в славе, которая должна открыться: 2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, 3 и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду; (1Пет.5:1-3)
Основная роль верующего стремящегося служить ближним, – заботиться и подавать пример своей жизнью. Вникая в закон Божий, мы имеем неизменный плод - покаяние, а это в свою очередь дает возможность подавать своей жизнью пример в следовании за Всевышним.
Поэтому рав Шауль давал наставления ученикам Мессии такого плана:
1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. 2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, 3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, 4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; 5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? 6 Не [должен быть] из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую. (1Тим.3:1-7)
Слово "епископ" переводится как надзиратель. Среди первых мессианских общин епископы не назначались сверху или по праву наследства, а это были люди, которые на деле уже показали, что они способны следовать за Господом, служить своей семье. Это было подобно судьям в Израиле, которые, стремясь угодить Господу, служили народу, и в результате этого люди приходили к ним узнать суд от Господа. Если истинный верующий, который является учеником Мессии, желает помогать братьям и сестрам в следовании за Богом, то он должен иметь плод в характере, семье и в служении ближним.
Ловушки гордости.
Когда у тебя получается исполнить слово Божье и совесть тебя не осуждает, то, ты видя немощи, несовершенства и грехи ближних, можешь искуситься и начать превозноситься над ними. Вспомним, как фарисей был горд собой, сравнивая себя с грешным мытарем:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. 13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! 14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лук.18:10-14)
Фарисеи (прушим) образовались, как реакция многих евреев на катастрофическую эллинизацию еврейского народа после захвата Израиля Александром Македонским. Слово "фарисей" - в переводе значит отделенный, отлученный. Этим ревностные евреи пытались сказать, что они не отделили себя для Божьего закона и не участвуют в греческом разврате. Трагедия состояла в том, что для того, чтобы соблюсти заповеди, они начали применять основу греческого мышления – логику. Господа и Божье слово пытались объяснить и рационализировать. Вера наших праотцев, однако, всегда основывалась на откровении Божьем. Заповеди – это откровение о Божьем характере. Мы соблюдаем заповеди не потому, что мы для себя объяснили их правильность и нужность, хотя чаще всего это можно успешно сделать. Мы соблюдаем заповеди, потому что это истина Божья, которая дана нам, чтобы мы могли иметь возможность познавать Господа и угодить Ему. Не зря Писание говорит: "Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен." (Прит.29:18) Закон – это и есть откровение Божье для каждого человека.
Обратите внимание, как фарисей осуждает мытаря. Он осуждает мытаря за то, что тот не делает того, что делает фарисей. Он не сверяет себя с Божьей святостью. Если бы он так сделал, то был перед Господом в таком же сокрушении и смирении, о котором говорит Иешуа. Фарисей смотрит на себя в контексте грехов и несовершенств мытаря и в своих глазах выглядит суперправедником. Этим самообманом могут заниматься многие люди. Посмотрите, как мыслил о себе апостол Павел, и вам сразу станет понятно, почему он сохранил смиренное сердце:
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе. 4 Ибо [хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. 5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. 6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. (1Кор.4:3-6)
Формальное соблюдение заповедей человеческих.
Соблюдать заповедь от сердца начинает тот, кто имеет откровение о Господе Мессии Иешуа. Для невозрожденного от Духа Божьего человека заповеди – это бремя и помеха, а для имеющего начаток Духа заповеди – это жизнь и хлеб насущный.
Большинство людей совершают массу ритуалов и обрядов, которые ничего общего с заповедями не имеют. При этом начинаются усиленные обвинения в адрес друг друга: вы руки перед едой моете? а в шаббат сколько проходите? а перед храмом кланяетесь? а галстук носите? а свечки ставите? за умерших молитесь? и.т.д. Если верующие будут делать те или иные вещи только из-за страха, что кто-либо скажет или осудит, то мы не научимся ходить перед Господом. Было время, когда обрезанные осуждали необрезанных. Так и говорили, что вы не можете спастись, если не обрежетесь. Чтобы мы не жили в этих противоречиях, Господь утешает нас:
23 Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. 24 Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь. (Иер.9:23,24)
Миссия Иешуа.
Вспомним, ради чего пришел Иешуа, и будем сообразоваться с Его характером служения.
16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. 17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. 19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; (Иоан.3:16-19)
Иешуа Своей жизнью заплатил за наши преступления, чтобы мы от сердца были послушны Его слову. Верующий в Иешуа живет Его жизнью и проявляет характер угодный Господу.