И дал Йааков обет, говоря: Если будет Б-г со мною и хранить меня будет на этом пути, которым я иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и платье, чтобы облачиться,
И я возвращусь с миром в дом отца моего, и будет Господь мне Б-гом,
(То) камень этот, который я положил постаментом, будет Домом Б-жьим, и от всего, что Ты дашь мне, я отделю десятину Тебе.
וַיִּדַּר יַעֲקֹב נֶדֶר לֵאמֹר אִם יִהְיֶה אֱלֹקִים עִמָּדִי וּשְׁמָרַנִי בַּדֶּרֶךְ הַזֶּה אֲשֶׁר אָנֹכִי הוֹלֵךְ וְנָתַן לִי לֶחֶם לֶאֱכֹל וּבֶגֶד לִלְבֹּשׁ
וְשַׁבְתִּי בְשָׁלוֹם אֶל בֵּית אָבִי וְהָיָה יְדֹוָד לִי לֵאלֹהִים
וְהָאֶבֶן הַזֹּאת אֲשֶׁר שַׂמְתִּי מַצֵּבָה יִהְיֶה בֵּית אֱלֹהִים וְכֹל אֲשֶׁר תִּתֶּן לִי עַשֵּׂר אֲעַשְּׂרֶנּוּ לָךְ
После того, как Иаков многократно стремился к Божьему откровению, приближаясь к Господу, Всевышний посетил его в один из тяжелейших моментов его жизни. Иаков не может более оставаться в доме своего отца, а должен идти к Лавану в надежде, что тот отдаст за него свою дочь. В отличие от своего отца, Иаков должен сам идти за невестой, не имея при себе ни даров, ни богатств. Иаков один и он сокрушен. В этот момент, когда подушкой ему служил камень, Господь открывает Себя ему. Иаков видит Господа Всемогущего и лестницу, по которой восходят и сходят ангелы. Господь открыл Себя Иакову. Это то, к чему он стремился, и чего страстно желал. Господь провозглашает Иакову прекрасные обетования, благодаря которым он будет мужем Божьим и продолжателем дела Авраама и своего отца Исаака.
Реакция Иакова на Божье откровение.
То, что далее говорит Иаков Господу, похоже на молитву Отче наш (Авину шебашамаим), которая напоминает о Господе, открывшем Себя нам. Для нас важно молиться, чтобы видеть и осознавать, как Он направляет, обеспечивает и учит нас жить в контексте нашего небесного призвания. Вспомним эту молитву:
9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; 10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11 хлеб наш насущный дай нам на сей день; 12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Матф 6)
Рассмотрим разные части молитвы, которой научил нас Иешуа, а также наш праотец Иаков.
Он здесь, а я и не знал.
Вижу я, или нет, но знаю, что Он - везде и царство Его всем обладает. Это то, что говорит Иаков, когда сказал: מַה נּוֹרָא הַמָּקוֹם הַזֶּה אֵין זֶה כִּי אִם בֵּית אֱלֹקִים Как страшно это место! Не что иное это, как дом Божий!
Иаков до этого момента стремился к Господу, но не осознавал, насколько Он близко. Почему он назвал это место домом Божьим?
Потому что он встретился со своим Создателем и Отцом Небесным. Многие не понимают, что, узнав Мессию, ты узнаешь и Отца. Иешуа говорил: Я и Отец одно.
Господь открыл Свою волю для жизни Иакова и пообещал, что исполнит ее. Иаков больше не блуждает в поисках Господа. Теперь он вернулся к Тому, Кто познал его от рождения. Также Мессия познал нас и позвал для исполнения Его плана через наши жизни:
24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. 25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших. (1Петр 2)
Он сохраняет и направляет наши жизни. Мы были, как овцы не имеющие пастыря, а теперь находимся под попечением Всевышнего, Который водит нас к водам тихим.
Молимся, чтобы осознать.
Итак, чтобы осознавать, что Он есть, мы молимся, напоминая себе, что Он - сущий на небесах, имя Его свято и царство Его придет, а воля исполнится на земле, как и на небесах. Мы напоминаем себе, что наши жизни — это живые камни, из которых устраивается дом Божий. Иаков избрал камень и назвал его домом Божьим. Но не камень устраивал дом Божий, а сам Иаков, который был живым камнем, поскольку носил в себе откровение от Господа. Камень нужен был Иакову, чтобы его память не притупилась и чтобы, вернувшись через годы, он не забыл о той встрече, которая у него была на этом месте.
Большая часть наших молитва должна быть направлена к осознанию величия Божьего, чтобы наши сердца имели почтение и трепет перед Царем царей. Молитва помогает нам вновь и вновь вспоминать о Господе и устремлять свое сердце к Нему. Поэтому первая часть молитвы Иакова воспевает величие Господа.
Хлеб насущный.
Далее Иаков говорит о хлебе насущном. Молитвы о наших нуждах — это нормально. Обычно тем местом, где мы взыскиваем Господа, а Он взыскивает нас являются нищета и нужда. Из тесноты мы взываем к Нему. Сейчас у Иакова нет средств. Все, что у него есть — это одежда, которая на нем, и еда, которую он недавно съел. Завтрашний день не ясен и, как будут восполнены его элементарные нужды, - тоже не понятно. Для Иакова наличие еды и одежды — это признак Божьего благоволения. Благодарны ли мы Богу за хлеб насущный (необходимый, достаточный) или мы расстроены, когда у нас нет больше чем нам необходимо? Позже Иаков, имея уже два стана, с благодарностью говорит Господу, что он не достоин всех милостей его, поскольку пришел с одним посохом. Человек, научившийся ценить насущное, также будет правильно относиться к тому, что приходит в его жизнь сверх необходимого.
Важно также понимать, что только Господь поддерживает в нас жизнь и обеспечивает ее нужды. Многие ставят на пьедестал свой талант, предприимчивость, бизнес - способности. Иаков понимает, что только от Господа происходит насыщение и истинное обеспечение жизни человека.
Следующая часть, которую хочет помнить Иаков, и он говорит об этом Господу — это отношения с ближними.
Прости нам долги, как и мы прощаем должникам.
Часто мы начинаем молиться, когда у нас конфликт или непонимания с ближними. В жизни Иакова размолвка с братом была болью его сердца, поэтому показателем Божьего благоволения будет мир с братом и восстановление отношений. Иаков не желает оставлять конфликт в своей жизни. Он желает исправить отношения с Исавом и найти шалом в отношениях. Он молится об этом и понимает, что Господь приготовит его к примирению. Какая бы ни была ситуация, будем помнить, что Господь готовит нас к примирению, поскольку "блаженны миротворцы". Во-первых, мы сами должны стремиться к миру с Богом, и тогда мы увидим, как созидать мир с ближними. Также, когда мы стремимся к миру с ближними, то лучше осознаем, как пребывать в мире Божьем.
Как Бог простил нам, так и мы прощаем. Божий человек обычно осознает свою неправоту и смиряет себя. В божьем человеке нет желания подавить другого и доказать свою правоту. Мы не должны стремиться доказать, что наш ближний согрешил первый или согрешил больше нас. Иаков мог бы оставлять в своем сердце аргументы, что Исав не прав, поскольку продал первородство, и поэтому Иаков действовал на законных основаниях. И вообще, он действовал потому, что мама надавила авторитетом. На ней вся ответственность. Однако, Иаков смиряет себя, смотря на свои пути, и осознает свою неправоту. Он хочет изменить свое сердце и обрести благоволение в глазах брата.
Если я все это буду делать, то Господь будет мне Богом.
Если ты так научишься молиться и так думать, тогда, действительно, твоя жизнь будет проходить перед Господом. Иаков в доверии молится Господу о том, чтобы достойно жить перед лицом Божьим. Это есть проявление его живой и действенной веры в Господа. Если в наших молитвах мы во-первых будем искать того, чтобы познать Его и силу воскресения Его, и не будем бояться также и страданий и испытаний; если в наших молитвах мы будем напоминать себе, что наш ветхий человек распят с Ним и "теперь на я живу, но Мессия", тогда Господь будет нашим Богом.
Дом Божий — напоминание об откровении.
Желание Иакова — это устроить дом Божий. Зачем ему это нужно? Дело в том, что Иаков не хочет забыть о Господе. Более того, он желает возрастать в познании Всевышнего. В доме Божьем он сможет приносить угодные жертвы и приношения Господу. Чтобы не забыть о своем обещании, Иаков также решает отдавать на служение Господу десятую часть. Господь этого не требовал. Он не нуждается в служении рук человеческих. Это служение было необходимо самому Иакову. Это служение также необходимо нам. Каждую неделю мы стремимся напоминать себе о нашей встрече с Господом, о нашем призвании. Поэтому мы отделяем десятины. Мы хотим не просто сохранить доверие к Господу, а еще больше узнать Того, Кто призвал нас в чудный Свой свет. Поэтому мы предоставляем свои тела, время для разумного служения, чтобы Господь через нашу действенную веру крепко утвердился Духом Святым во внутреннем нашем человеке. Итак, община — это камень, напоминающий нам, что мы - живые камни, которые устраивают из себя дом духовный. Будем напоминать себе и друг другу, что мы в - Мессии, а Он не напрасно призвал нас, а для того, чтобы обильно прославить Себя через нас.