И если кто-нибудь согрешит и совершит (что-либо) одно из всех заповедей Господа, чего делать не должно, и не знал,провинился ли, и понесет свою вину,
Доставит овна, без порока, из мелкого скота по оценке в повинную жертву к священнослужителю. И искупит его священнослужитель за его неумышленный (проступок), который он совершил, и он не знал, и простится ему.
וְאִם נֶפֶשׁ כִּי תֶחֱטָא וְעָשְׂתָה אַחַת מִכָּל מִצְוֹת יְדֹוָד אֲשֶׁר לֹא תֵעָשֶׂינָה וְלֹא יָדַע וְאָשֵׁם וְנָשָׂא עֲוֹנוֹ
וְהֵבִיא אַיִל תָּמִים מִן הַצֹּאן בְּעֶרְכְּךָ לְאָשָׁם אֶל הַכֹּהֵן וְכִפֶּר עָלָיו הַכֹּהֵן עַל שִׁגְגָתוֹ אֲשֶׁר שָׁגָג וְהוּא לֹא יָדַע וְנִסְלַח לוֹ
אָשָׁם הוּא אָשֹׁם אָשַׁם לַידֹוָד
Повинная жертва это; провинился он пред Господом.
Удивительно заметить, что человек, согрешивший перед Богом по неведению, все равно несет свою вину перед Богом. Кажется, это несправедливо. Однако, милость Божья в том и состоит, что Господь открывает человеку его неумышленный грех, и теперь, что с этим будет делать человек. Ведь к нему проявлена милость в том, что он узнал, что есть преступление в глазах его Создателя. На согрешившей личности лежит ответственность за преступление, а также за то, как это преступление будет снято с ее души.
Снять грех с души.
Существует понятие "снять грех с души". Есть разные понимания того, как снимается грех. Нас интересует, как снять грех так, чтобы Сам Господь не вменил нам греха, чтобы нам не продолжать его нести. Нести грех — означает быть отделенным от Божьего присутствия и оставаться в Его глазах преступником. Такой человек несет на себе гнев Божий, поскольку не прошел процесс снятия греха. Любая душа, не желающая покориться Божьей правде, воспринимается Всевышним как гордая и амбициозная, которая несет свое проклятие и отделена от общения с Отцом Небесным.
Грех снимается через 1) осознание преступления и 2) перемещение вины виновного на непорочную душу невиновного. Грех никуда не исчезает. Его можно только переложить на того, кто не согрешил, и поэтому может быть осужден за твой грех. Чистые животные, которые не участвовали в человеческих грехах, становились жертвой вместо согрешившего. Эти жертвы из года в год и из столетия в столетие напоминали нашим праотцам о том, что Всевышний укажет на совершенную жертву за грех человека, поскольку за грех человека должен умереть безгрешный человек, чтобы уничтожить совершенный грех. И более того, этот совершенный (безгрешный) человек должен добровольно согласиться понести преступления согрешивших. Яркое описание такого безгрешного человека, добровольно несущего грехи народа, мы видим у пророка Исайи:
Исаия 53:5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Исаия 53:6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
Исаия 53:7 Он истязуем был , но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
Исаия 53:8 От уз и суда Он был взят ; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
Исаия 53:9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
Исаия 53:10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению ; когда же душа Его принесет жертву умилостивления (ашам) , Он узрит потомство долговечное, и воля Господня
Порой, комментируя слова Исайи, считают, что он говорил о страдающем Израиле. Позволю себе не согласиться. Поскольку Израиль не безгрешен, то и жертву умилостивления принести не может, поскольку здесь речь идет о непричастном к греху человеке. Вопрос о гробе выглядит крайне неуместным для Израиля. Наш народ, страдая, делал это не добровольно, а вынужденно и часто за свои реальные преступления.
Без жертвы нет прощения.
Без пролития крови не бывает прощения греха. Так говорит Тора. Человек это может отвергнуть, и это уже проблема человека. Многие говорят, что достаточно покаяния, но в Торе мы видим, что без принесения жертвы за грех Господь не принимал покаяние. На кого переложен твой грех? Если ты остался без жертвы, которая должна понести твое осуждение, то ты его несешь сам. Если твой грех не переложен на жертву, то он остался на тебе, поскольку Господь должен кого-то убить за твой грех. Воздаяние за грех — это смерть. Дар Божий — это жизнь через жертву.
Когда мы перекладываем на жертву свой грех, то подтверждаем, что нуждаемся в Господе и Его милости. Через этот акт мы показываем, что Бог справедлив в том, чтобы уничтожить меня за мое преступление. И я не могу оказаться перед ним без жертвы, как и священник не мог войти во святое и святое святых без крови жертвы, т.е без свидетельства того, что он покорился Божьему пути примирения с Всевышним. Как и мы молимся во время Рош а Шана: "Даруй нам милость, но не по нашим делам". Совершенно верно! Не по нашим делам, а по той жертве, которая оправдала нас перед Праведным, Святым Богом Израиля.