Второзаконие 5:28-29:
«И услышал Бог звук речей ваших, когда вы говорили со мной, и сказал мне Бог: «Слышал Я звук речей народа этого, который говорил с тобой. Хорошо все, что говорили они. О, если бы это сердце их склонно было бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовеки.»
Краткая предыстория
Ситуация, описанная в этих двух стихах, происходила 40 лет назад. И о ней также говорится в книге Исход 20:18-20: «Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.»
Возникает некое недопонимание или противоречие. Вначале Моисей говорит: «Не бойтесь!» А после этих слов: «Чтобы страх Его (т.е. Божий) был перед лицом вашим.»
Раньше, читая это место, я задавал себе вопрос: «Почему многие люди из нашего народа так противились Богу? Ведь в этих отрывках из книги Исход видно, что народ боялся Бога. Почему же, читая о дальнейших событиях, мы видим обратное?»
Достаточно было всего 40 дней, чтобы народ сделал себе золотого истукана. Тот же самый народ, который совсем недавно находился в состоянии страха перед Всевышним, проявил бесстрашие и вообще игнорирование Его. Ситуацию проясняют слова Бога, которые описаны в сегодняшнем отрывке: «О, если бы это сердце их склонно было бояться Меня.»
Т.е. «Они хорошо говорят и вроде бы проявляют страх передо Мной. Внешне все очень хорошо. Но если бы и сердце их было таковым.» Одними словами сердце идет в совершенно другом направлении. И вот ключевое слово в стихе 20 книги Исход - «Страх Его», т.е. страх Божий.
Страх Божий
Несмотря на то, что люди были напуганы тем, что происходило на Синае, Моисей говорит о страхе Божьем. Значит, тот страх, который испытывали люди, не до конца был таким, каким хотел его видеть Господь, называемый в Писании «Страх Мой» или «Страх Божий». Для нас, как для народа Божьего, важно понимать, что такое «страх Господень», потому что мы призваны говорить о Боге людям и учить их, какой страх нужно иметь перед Ним. Также у многих из нас есть дети, и наша ответственность – учить их страху Божьему и наблюдать за собой, чтобы мы своими действиями или словами не передавали им другой страх, который не имеет ничего общего со страхом Господним.
Думаю, что страх не Божий пришел к человеку, когда он согрешил перед Ним. Потому что после греха мы видим, что люди начали убивать друг друга, пришли болезни, смерть, все то, что доводит человека до состояния страха. И из поколения в поколение эти страхи передавались, люди в них воспитывались, жили, как и мы с вами. Даже само слово «страх» в человеческом понимании приобрело некий негативный характер. И когда мы с вами слышим слово «страх», то в большинстве случаев ассоциация с этим словом негативная. Мы начинаем вспоминать жизненные ситуации, в которых его испытывали, как к нам неправильно относились. Т.е. мы ассоциируем это слово через призму негативности, которую пережили в своей жизни, и нам не хочется больше этого испытывать, потому что мы мучились, чувствуя этот страх.
(Пахад) – бояться, испытывать страх
(Дааг) – бояться, тревожиться
(Низхар) – бояться, остерегаться
Интересно, что ни одно из этих слов не употреблено в стихе из сегодняшнего отрывка Торы.
Здесь написано слово:
(Йиръа) – боязнь, страх, почтение
(Йиръа Хашем) – богобоязнь, ревностное соблюдение заповедей
(Йиръа Кавод) – благоговение, почитание
(ерэ шамаим) – богобоязненный
(ерэ хок) – законопослушный
Притчи 1:7: «Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.»
В оригинале написано так: «Страх перед Господом – начало познания.»
И опять присутствует слово «йиръат Адонай». Т.е., если дословно разбирать этот стих, будет звучать приблизительно так: «Страх, трепет, почтение и благоговение, соблюдение заповедей Божьих – это начало познания мудрости.»
Теперь становится понятно, почему многие из Израиля сделали себе так быстро идола. Присутствовал просто страх перед тем, что они видели, но радикального изменения в сердце не происходило. Люди оставались такими же.
Для нас важно, друзья, это осознать, потому что если нет библейского понимания, что такое страх Божий, то тогда приходит естественно небиблейское понимание. Одни начинают говорить, как все страшно, и вся жизнь таких людей – сплошной страх. Такие люди видят Бога только страшного и никакого другого. Когда говоришь с таким человеком, то создается впечатление, что нужно только бояться и трястись.
Некоторые впадают в другую крайность: либерализм. Они говорят: «Бог очень хороший, Он очень добрый, Он совсем не страшен.» Тем самым смазывая истинный характер Божий. Потому что слово «Йиръа» не исключает страх перед Богом.
Иер. 32:37-40: «Вот, Я соберу их из всех стран, в которые изгнал их во гневе Моем и в ярости Моей и в великом негодовании, и возвращу их на место сие и дам им безопасное житие.
Они будут Моим народом, а Я буду им Богом.
И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них.
И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня.»
Мы видим цель вложения этого страха: «чтоб они не отступали от Меня». Т.е., когда человек наполнен этим библейским Божьим страхом, то это становится благом его и благом детей наших.
Свидетельство о воспитании
Еф. 5:14-6:4:
«Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
дорожа временем, потому что дни лукавы.
Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
повинуясь друг другу в страхе Божием.
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:
да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.»
Перед тем, как апостол Шауль говорит, как нам нужно относиться друг ко другу, он призывает познавать, что есть воля Божья, и относиться друг ко другу в страхе Божьем.
Подводя черту сегодняшнего размышления, хотелось бы еще раз сказать, что страх Божий – это хождение перед Господом в почтении и любви к Нему, это трепетное и богобоязненное состояние, основанное на Его величии и могуществе, на Его любви к нам и на Его справедливости. Страх перед Ним – это жизнь человека, наполненная Божьими плодами и мудростью, которая созидает взаимоотношения с Богом и людьми.
Пусть Господь нас хранит в этом и даст нам еще больше познавать страх Божий.