Причины пленения.
Несчастья и беды пришли в жизнь Израиля после того, как избранный народ отвернулся от Всевышнего. Служение Господу стало чем-то второстепенным и неважным. Пророки предупреждали о приближающемся гневе Божьем, который должен был излиться за нечестие сынов Израиля, но они не обращали на это внимания. Пророк Иеремия предсказывал о том, что Израиль семьдесят лет будет находиться в пленении до тех пор, пока земля не очистится от осквернения. Так и произошло. Вавилонский царь Навуходоносор захватил Иудею и переселил всех жителей Израиля в земли Вавилонской империи. Одним из последующих царей Вавилонской империи, которая далее трансформировалась в Персидско-Медийскую, был Артаксеркс.
Духовное возрождение Израиля.
В годы правления царя Артаксеркса произошли события Пурима, о которых мы читаем в книге Есфирь (Мегилат Эстер). Именно после Пурима началось удивительное духовное возрождение народа Израиля. В частности, после событий Пурима в Иерусалим переселился потомок первосвященника Ездра. Он начал учить народ Торе. Также восстановленный Иерусалим и прилегающие к нему территории обрели еврейского правителя в лице Неемии, который ранее служил виночерпием при дворе царя Артаксеркса.
Что же такое произошло во время Пурима, что так пробудило все еврейское сообщество и принесло видимые плоды Божьего благоволения?
Чего бы не склониться?
Большинство людей, читавших Библию, наверняка знают историю того, как Мардохей не поклонился Аману, который в то время был главным визирем при дворе Артаксеркса. Аман был на подобие сегодняшнего премьер-министра. Все склонялись перед этим человеком, но Мардохей не делал этого. Зачем это было необходимо? Что этим хотел доказать Мардохей? Не проще ли было просто склониться и не провоцировать неприятности?
Испытание доверия.
В вавилонском плену все сыны Израиля проходили испытание доверия к Господу. В течение 70-лет они жили в обществе, где были установлены языческие законы, которые часто противоречили Божьим заповедям. Один из таких законов — это поклонение человеку, как богу. Цари и вельможи принимали поклонение и почтение своих подданных. Таким образом, люди, не знавшие Бога Израилева, провозглашали, что их жизнь зависит от земного царя. Закон, который требовал поклонения Аману, явно противоречил заповедям Божьим. Можно ли было осмелиться верить Богу в таких обстоятельствах?
Божья вера созидается на исполнении заповедей.
Многие люди думают, что вера — это верить во что-то или кого-то. Например, верить, что у тебя все получится, или, что Бог есть, или, что Иешуа есть Господь, или в какой-либо свод правил или утверждений. Но Писание говорит, что и бесы веруют и трепещут. Отличие бесов от ангелов Божьих состоит в том, что они противятся Божьей власти и заповедям. Они стремятся извратить путь Господень и научить людей верить лжи. Такая вера приводит к тому, что бесы веруют, что Бог есть, но при этом они трепещут, поскольку своим образом жизни воюют против Царства Божьего. Поэтому, когда человек стремится и желает жить по произволу своего сердца, игнорируя заповедь Божью, то Всевышний допускает злого духа воздействовать на такую душу. В этой связи можно вспомнить пример царя Саула (1Цар.16:14). Такого рода образ жизни ведет человеческую душу к неустройству и мучению. Итак, если человек верит Господу, то это проявляется на практике. Доверие Господу — это не теория, а практическое действие. Доверие Господу проявляется, через исполнение заповедей завета. Десять заповедей — это заповеди завета, через которые утверждаются взаимоотношения с Отцом Небесным. Мессия так и говорил:
15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам. (Иоан.14:15-18)
Покаялись, чтобы верить.
Через исполнение заповедей человеческая душа приучается доверять Господу, и через это начинаются доверительные, искренние отношения человека с истинным Отцом Небесным, который рождает нас от Духа Святого. Для того мы и покаялись, чтобы жить святой и непорочной жизнью, потому что возлюбили Господа и Его Царство больше, чем порок и лукавство человеческое. Похоже на то, что Мардохей решил покаяться и верить Господу больше, чем своим страхам. Кажется простым — не поклониться Аману, но за этим стоит очень многое. За этим одним дейтсвием можно усмотреть веру Мардохея. Чтобы не поклониться Аману, Мардохей должен был действительно верить, что Господь есть, и доверять Ему настолько, чтобы не испугаться гнева Амана.
План Амана.
Когда Аман узнал, кто такой Мардохей, то захотел уничтожить весь еврейский народ. Он был уверен, что его план состоится. Царь поддержал идею Амана и наделил его необходимыми полномочиями для осуществления кровавого плана. Угроза нависла над каждой еврейской душой. Указы были разосланы во все уголки империи. Все злопыхатели готовились к тому, чтобы расправиться с народом Израиля. Казалось, никто и ничто не сможет помочь. Именно в такой атмосфере полного бесправия и ожидания смерти народ Израиля вышел на молитву.
Открытое проявление доверия народа.
Они вышли на молитву перед Господом, не стыдясь врагов и языческих народов. На площадях всех областей собирались молитвенные собрания и взывали к Господу. Всем было странно видеть, что люди не просят человека, не взывают к Артаксерксу или Аману, или к какому-либо идолу. Все видели, что дети Израиля взывали к своему Отцу, который не видим глазами человеческими, но все содержит словом силы Своей. Чтобы так молиться, необходимо доверять Господу всем сердцем и душой. Человек, не доверяющий Господу, не молится или молится формально. Молитва наших праотцов не была чем-то формальным. Это был вопль из глубины их сердец. Они понимали, что их участь может решить только Тот, Кто дал им жизнь и образовал их Себе в народ. Они осмелились в языческом царстве проявить и показать, что такое живое доверие к Господу.
Духовное возрождение.
Именно в это время произошло глобальное духовное возрождение Израиля, когда каждый начал молиться к живому Господу живой молитвой. Это было духовное возрождение для всего Израиля и свидетельство для всех народов. Они молились и постились три дня и три ночи. Есфирь пошла к царю. Господь совершил чудо с сердцем царя. Царь, который доверял Аману настолько, что наделил его неограниченной властью, вдруг велел казнить своего главного визиря и повесить на дереве, предназначенном для Мардохея. Господь настолько расположил сердце царя к Есфири и народу Израиля, что злоба Амана обратилась на его же голову, а день печали для еврейского народа стал днем торжества и радости. Все видели, что Господь совершил великое и недоступное чудо. Эти события и проявленное доверие Господу послужили к тому, что многие люди из других народов сделались иудеями.
Осмелимся ли мы довериться Господу сегодня, чтобы в это неспокойное время понимать, что не человек, в руке которого сила, определяет нашу судьбу, но Господь, который образовал дух человека. Перед Господом мы должны сегодня молиться за спасение своих душ.