И говорил Господь, обращаясь к Моше и Аарону, так:
Человек, на коже тела которого появится опухоль, или лишай, или пятно, и образуется на их месте язва, похожая на язву проказы, человек этот должен быть приведен к Аарону-коэну или к одному из его сыновей, коэнов.
И осмотрит коэн язву на коже тела, и если волос на язве стал белым, и расположена язва глубже, чем кожа его тела, — то это язва проказы. И осмотрит его коэн, и признает такого человека нечистым.
וַיְדַבֵּר יְדֹוָד אֶל משֶׁה וְאֶל אַהֲרֹן לֵאמֹר
אָדָם כִּי יִהְיֶה בְעוֹר בְּשָׂרוֹ שְׂאֵת אוֹ סַפַּחַת אוֹ בַהֶרֶת וְהָיָה בְעוֹר בְּשָׂרוֹ לְנֶגַע צָרָעַת וְהוּבָא אֶל אַהֲרֹן הַכֹּהֵן אוֹ אֶל אַחַד מִבָּנָיו הַכֹּהֲנִים
וְרָאָה הַכֹּהֵן אֶת הַנֶּגַע בְּעוֹר הַבָּשָׂר וְשֵׂעָר בַּנֶּגַע הָפַךְ לָבָן וּמַרְאֵה הַנֶּגַע עָמֹק מֵעוֹר בְּשָׂרוֹ
נֶגַע צָרַעַת הוּא וְרָאָהוּ הַכֹּהֵן וְטִמֵּא אֹתוֹ
Коэн! У меня это...
Сегодняшний отрывок Торы содержит детальные инструкции, которые Всевышний давал коэнам для определения чистоты или нечистоты. Когда кто-либо замечал на своем теле воспаление или странное образование, то они знали, куда идти. Коэн мог исследовать и понять причину возникновения странного образования на коже. Задача коэна состояла в том, чтобы помочь людям понять, что с ними происходит, и в случае обнаружения нечистоты провести процесс, ведущий к очищению.
Господь обнаруживает нечистоту.
Нечистота проявлялась видимым образом на теле человека. Видимые признаки нечистоты проявлял Господь, который не желает смерти грешника, но хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины. В нашей жизни тем или иным образом Всевышний показывает признаки нечистоты, на которые Он обращает наше внимание. Если мы не внимательны к Его предупреждениям, то Он начинает видимым образом проявлять нашу нечистоту так, чтобы ближние заметили нашу проблему. Если за кем-либо замечается безбожная реакция, то это признак того, что Господь видимым образом проявляет внутреннюю проблему сердца человека. В книге Иов хорошо сказано об этом:
14 Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз:
15 во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе.
16 Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление,
17 чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость,
18 чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом.
19 Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, -
20 и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи.
21 Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно.
22 И душа его приближается к могиле и жизнь его - к смерти.
23 Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой [путь] его, -
24 [Бог] умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление.
25 Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей.
26 Будет молиться Богу, и Он - милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его.
27 Он будет смотреть на людей и говорить: грешил я и превращал правду, и не воздано мне;
28 Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет.
29 Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком,
30 чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых. (Иов.33:14-30)
Внутренняя нечистота проявляется внешне.
Наша внутренняя нечистота открыта Господу, а внешние реакции видны людям. Господь делает так, чтобы наше внутреннее состояние открылось перед людьми, чтобы братья и сестры помогли нам очиститься перед Господом. Тора показывает, что, заметив проблему, человек приходил к коэну, исполнявшему функцию Божьего наставника, который показывал человеку прямой путь. Из Писаний (Ефесянам 4:11-13) мы знаем, что Господь поставил в Теле Божьем разных служителей (наставников), но все они исполняют одно общее предназначение: созидать и наставлять верующих в пути Божьем. Мессия — это наш Господь, а также (коэн а гадоль): великий первосвященник. Он наш пастыреначальник. Через каждого из нас в свою меру Он служит ближним. Рассмотрим, на что обращал внимание Иешуа, когда служил для очищения народа Израиля.
Взаимосвязь внешнего и внутреннего.
Мессия показывал зависимость внутренней нечистоты и внешних неправильных реакций.
20 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет (делать или почитать нечистым) человека.
21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы (мысли, размышления), прелюбодеяния (супружеская неверность), любодеяния (любые незаконные сексуальные отношения), убийства,
22 кражи, лихоимство (жадность), злоба (лукавство), коварство (лесть, обман), непотребство (распутство), завистливое око, богохульство (поношение, злоречие), гордость (заносчивость, надменность), безумство (безрассудство), -
23 все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. (Мар.7:20-23)
Иешуа показывает, что внешним признаком оскверненного внутри сердца, во-первых, являются внешние реакции человека в виде мыслей, слов и действий, которые осуждает закон Божий. Гневные, раздражительные реакции или стремление к определенного рода грехам — это явный показатель оскверненного сердца. Когда подобные реакции становятся заметны окружающим, то это ясный сигнал о необходимости помощи коэна.
Служение коэна.
Основная задача коэна (наставника) состоит в том, чтобы распознать и классифицировать внешние проявления. Необходимо помнить, что к коэну приходили сыны Израиля — люди, которые были в завете с Господом. Увидев на своем теле язвы, они начинали искать ответ. Поиск ответа приводил их к коэну (наставнику). Вспомним один из случаев, когда пророчица Мариамь начала злословить Моше. Ее злословие привело к тому, что Господь поразил ее проказой. Мариамь признала свою неправоту и Моше начал молиться за нее. Господь услышал Моше, но тем не менее Мариамь должна была пробыть семь дней вне стана. Ей необходимо было время для осознания и очищения мотивов ее сердца. Когда мы замечаем за собой неверную реакцию или неправильный образ мыслей или отсутствие мира и радости Божьей, то необходимо искать ответа и помощи Божьей. Определяя характер проявления, коэн помогал человеку в течение определенного времени пройти процесс очищения, в результате которого было заметно, произошло ли настоящее покаяние перед Господом и людьми.
Настоящая Тшува — это возвращение.
Когда происходит настоящая тшува (возвращение) к Отцу Небесному, то человек удаляется от прежнего образа мыслей, слов и жизни, и становится заметна святость Божья. Изменение образа жизни — это свидетельство того, что произошло возвращение человека к своему Отцу Небесному. Сердце такого человека теперь увлекается праведностью, миром и радостью во Святом Духе. Сердце такого человека захвачено отношениями с Господом и тем образом жизни, который приобретается в результате этих отношений. Коэн помогает вернуться обратно к взаимоотношениям с Отцом Небесным. Это сущность еврейского понимания тшувы (покаяния). Тшува — это возвращение к взаимоотношениям со Всевышним. Восстановленные взаимоотношения производят изменение сердца, а это ведет к другим реакциям и плодам жизни. Покаянием не является знание истин Писания или символа веры, или произнесение молитвы грешника. Знание определенных истин — это еще не покаяние. Эти понятия нельзя путать. Вот почему книжникам и фарисеям было тяжело покаяться. Они знали о Господе, но не знали Его характер. Рав Шауль в этой связи говорил: "Я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам". (2Кор.11:6)
Наблюдайте за собой.
Божий народ, который несет служение священников, должен наблюдать за собой и тем самым помогать друг другу. В этой связи стоит вспомнить, что произошло с сынами Аарона, которые были сожжены перед Господом за принесение чуждого огня. Мы царственное священство и должны наблюдать за собой. Рассмотрим ряд мест Писания на этот счет:
3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему. (Лук.17:3,4)
Необходимо наблюдать за тем, чтобы мы умели каяться и прощать. Без покаяния нет прощения и восстановления взаимоотношений.
8 Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.
9 Всякий, преступающий учение Мессии и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Мессии имеет и Отца и Сына.
10 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.
11 Ибо приветствующий его участвует в злых делах его. (2Иоан.1:8-11)
Необходимо понимать, чему учил Мессия, что Он утверждал, и пребывать в этом. Центральной темой учения Мессии было осознание роли Иешуа как совершенной жертвы, священника и Господа, пришедшего в теле и воскресшего из мертвых. Также центральной темой учения Мессии было возвращение Израилю верного понимания закона и правильного мотива его исполнения. Он показал, что суть исполнения закона — это проявить любовь к Богу и ближнему.
15 Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие;
16 чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. (Евр.12:15,16)
Необходимо хранить верные мотивы служения Богу и ближнему. Если мы верующие только тогда, когда это выгодно, то это благодатная почва для огорчения и проявления различных грехов, которые свидетельствуют о неверном сердце перед Господом.
Служение духовных.
Каждый духовный человек нуждается в помощи и поддержке. Мессия создал общину (синагогу), посреди которой Он Сам служит ближним в процессе взаимоотношений.
В послании Галатам говорится о том, как мы должны поступать, когда видим неверные реакции, а также как нам поступать, чтобы не обольстить себя и не думать о себе больше, чем мы есть друг для друга.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте (восстанавливать) такового в духе кротости (сдержанность, спокойствие, мягкость), наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Мессии.
3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает (заводить в заблуждение) сам себя.
4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,
5 ибо каждый понесет свое бремя.(Гал.6:1-5)
Проверка нашей любви к Богу и ближнему происходит во время того, когда мы видим, что наш брат поступает неверно, повторяя все те же грехи, вредя себе и ближним. Реакции нашего ближнего порой могут быть очень болезненны для нас, но нам необходимо спокойствие и сдержанность, чтобы послужить такому человеку через любовь Мессии. Будем радоваться, что каждый день мы имеем честь служить подобно сынам Аарона и помогать всем верным укреплять взаимоотношения со Всевышним. Когда мы действуем любовью Божьей, то имеем похвалу от Самого Мессии.