Рош аШана. Бодрствуйте и молитесь.
Раздел: Отрывок Торы Дата: 01/10/2014

Есть множество значений праздника Рош аШана. Многие помнят этот праздник из-за прекрасных блюд и десертов. Яблоки с медом и пожелание сладкого года — обязательные составляющие праздника. Воспринимая Рош аШана как новый год, многие дарят подарки, желая друг другу быть записанными в книге жизни на следующий год. Одно из основных значений праздника связано с трублением в шофар и подготовкой к Божьему суду. Божий человек не стремится избегать проявления судов Всевышнего, напротив, он к ним стремится всей душой, поскольку, когда суды Божьи исполняются на земле, то живущие на ней научаются правде. Все кто любят Бога стремятся к тому, чтобы суд свыше был проявлен на земле. Когда мы просим в молитве: "Да придет царство Твое, да будет воля Твоя", то мы просим именно исполнения праведного суда Божьего. Многие воспринимают суд Божий как проявление гнева и осуждение грешников. Однако, проявление суда Божьего — это дарование Торы. Ведь именно заповеди Божьи судят наши мысли и намерения. Мессия говорил:



48 Отвергающий Меня и  не принимающий слов Моих имеет  судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. (Иоан.12:48)
 
 
 
Иешуа говорит, что слово (заповедь) будет судить каждого человека.
 
Из книги Шмот мы узнаем, что дарование Торы сопровождал трубный звук, который становился все громче и громче. Зачем это было необходимо? Неужели нельзя было подарить Тору по-тихому, без трубного звука, слыша который Моше сказал: "Я в страхе и трепете". Одна из целей этого трубного звука была пробудить человеческую душу от ложного сна суеты. Асаф описал обычное состояние человеческой души, живущей своими мечтаниями и терзаниями.
 
 
 
20 Как сновидение по  пробуждении, так Ты, Господи, пробудив [их], уничтожишь мечты их.
 
21 Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя,
 
22 тогда я был невежда  и не разумел; как скот был я пред Тобою. (Пс.72:20-22)
 
 
 
Всевышний не желает нам ложной и суетливой жизни. Он приготовил для ищущих Его жизнь, наполненную шаломом и предназначением. Праздник Йом Труа смело можно назвать днями пробуждения. В эти дни люди должны были проснуться и осознать, что им говорится не просто слово, а открывается воля Всевышнего, которую необходимо было воспринять с трепетом и почтением. Таким образом, шофар приводил людей в чувства, чтобы они были способны слышать с правильным сердцем слова любви и истины Божьей. Большинство людей потеряли чувство трепета и почтения к Божьим заповедям. Сегодняшний человек живет различными мнениями, а не верными заповедями. Народ должен был осознать, что через заповеди и завет с Господом приходит настоящая жизнь, приготовленная для нас Всевышним от создания мира. Господь требует, чтобы Его заповеди полностью захватили наше внимание. Ведь заповеди — это жизнь. Заповеди — это завет, который исцеляет нас от ложных ценностей и сохраняет от доверия лжи и смерти.
 
 
 
Бодрствующие приобретают заповеди Божьи.
 
Не бодрствуя над исполнением заповедей и не молясь об исполнении Божьей правды через подаренный Дух Мессии, человеческая душа впадает в искушение, т. е. неверие в то, что Господь царствует, храня и направляя жизнь верующего. Чтобы обрести заповедь внутрь сердца, необходимо пройти через испытание. Многие даже не понимают, что его жизнь испытывается. Во время испытания необходимо проявить доверие Господу, чтобы устоять. Чтобы устоять, необходимо бодрствовать и молиться.
 
 
 
41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
 
(Матф.26:41)
 
 
 
Эти слова Мессия сказал во время жесточайшего испытания Его призвания. Иешуа смирился под волю Всевышнего и заповедь. Ведь заповедь — это не пожелание, а повеление для верующего. Для неверующего заповеди — это хорошая идея или правильные ценности. Из-за этого душа уклоняется, т. е. впадает, в искушение (испытание), пытаясь найти смысл в том, в чем смысла нет, и насытиться тем, что не имеет в себе насыщения.
 
 
 
Искушение — это те испытания, которые обязательно придут, но неподготовленная душа воспринимает их в страхе, реагируя так, как будто в жизни происходит трагедия всех времен. Верующий человек понимает, что без испытаний нет возможности утвердить сердце в доверии Господу.
 
Иешуа предупреждает, что невозможно, чтобы не пришли испытания, но бодрствующая душа не будет застигнута врасплох.
 
 
 
Близкие соблазнители.
 
Во время праздника Йом Труа мы производим оценку того, не приводит ли моя жизнь к соблазну ближних? Ведь тяжелее всего пройти испытание, когда близкие тебе люди подают нехороший пример.
 
 
 
Мессия предупреждал:
 
7 Горе миру от соблазнов (преткновение, ловушка, капкан, петля), ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. (Матф.18:7)
 
 
 
Каждый человек, живущий в этом мире находится под постоянным влиянием различных соблазнов. Огромное количество всевозможных вещей пытаются захватить наше внимание, мысли, чувства, а в конечном итоге жизнь. Многие души попадаются в капканы желаний, идей, чувств. Служа своим желаниям, люди испытывают безысходность, разочарование, пустоту, бесцельность жизни, но, несмотря на это, так и продолжают содержаться в ловушке своего греха. Религиозность, знание Торы, мудрость, звания и регалии, никто и ничто не может спасти душу от соблазна. Ведь мы проданы греху. Только бодрствование и молитва сохраняют внутри нас живые и искренние отношения с Господом, а Он знает, как сохранять нас от искушения. Ведь неслучайно Мессия учил нас молиться так: "Не введи нас в искушение, но избавь от лукавого". Мы обращаемся к Всевышнему, который имеет власть сохранить нас от ловушек.
 
 
 
Цель трубления — пробудить наш дух для бодрствования. Как же узнать, что дух проснулся? Проснувшийся дух видно из отношения к заповедям и соответственно из образа жизни. Если человек изменил отношение к Божьему завету, то и Господь будет хранить такую душу от искушений. Вспомним, что говорится в книге Откровение.
 
 
 
10 И как ты сохранил  слово терпения Моего, то и  Я сохраню тебя от годины  искушения, которая придет на  всю вселенную, чтобы испытать  живущих на земле.
 
(Откр.3:10)
 
 
 
Мы сейчас живем во дни трепета перед Господом, чтобы осознать, что горе человеку, который препирается со своим Создателем. Не для того ли мы уверовали в Мессию, чтобы препираться с Ним? Напротив, наше искреннее желание - служить Ему и трепетать перед Его величием.
 
 
 
1 Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие  ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?
 
2 Ибо все это соделала  рука Моя, и все сие было, говорит  Господь. А вот на кого Я  призрю: на смиренного и сокрушенного  духом и на трепещущего пред  словом Моим.
 
(Ис.66:1,2)
 
 
 
 
 
 
 
Шофар в побиблейское время. Талмудическая традиция, исходя из библейского названия 1-го дня седьмого месяца העורת םוי (праздник труб) и העורת זורכז (память трубного звука). установила обряд игры на Ш. Допускаются для Ш. рога всякого чистого животного, за исключением рогов тельца, могущих напомнить ο печальном инциденте с золотыми, тельцом (Рош га-Ш., 26а). Р. Иуда полагал, что для праздника Нового года Ш. должен представлять кривой бараний рог, a для юбилейного года — рог дикой козы (ib., III, 3). Леви полагал, что в обоих случаях следует пользоваться бараньим рогом, a во всех прочих — козьим; кривой рог символизирует сокрушенное сердце, приходящее с раскаянием к Богу (ib., 266; Иер., ib.). Р. Аббагу считает бараний рог воспоминанием об «акеде», т. е. ο предполагавшемся принесении Авраамом своего сына Исаака в жертву Богу (ib., 16а). Трещина или отверстие в роге, оказывающие влияние на звук, делают его негодным для обряда. Не следует окрашивать Ш., но разрешается украшать его резьбой (Ор. Хаиим, 586, 17, прим.). Женщины и несовершеннолетние не обязаны присутствовать при трублении в Ш.
 
Упоминаемые в Библии «текиа» и «теруа» представляют два звука Ш. Текиа — однородный, глубокий, продолжительный басовой звук, внезапно обрывающийся, a тepya — дискант, трель между двумя текиа. Эти три звука (текиа, теруа, текиа) вместе образуют тактовую черту и повторяются трижды: первый раз — возвещение Бога царем вселенной (малхиот), второй раз — в память «акеды» и для напоминания Богу ο евреях (зихронот), третий раз — во исполнение заповеди ο Ш. (шоферот). После каждого раза читаются 10 соответственных стихов из Библии, кончающихся славословием.
 
Действительный музыкальный характер этих звуков неизвестен, да и в самом деле простой рог не имеет настоящего тона; не только разные экземпляры дают разные тона, но даже один и тот же Ш. может дать разные эффекты. Больше всего уделялось внимания ритму и длине, чем действительному музыкальному звуку. Онкелос переводит mepya словом иаббаба, что, по Талмуду, означает или плачевный крик, הללי, или стон, החיננ; первый будто бы состоял из связанных между собой трех коротких звуков; второй из 9 еще более коротких нот, составляющих три прерывистые звука (шебарим, םירנש). Текиа имеет ту же продолжительность, что и теруа, что равняется трем коротким звукам «иебабот» (Р. га-Шана, IV, 9). Не зная точно характера теруа, представляет ли этот звук крик или стон, традиция дала место тому и другому, в результате чего получилась следующая формула, состоящая из десяти звуков: текиа, шебарим-теруа, текиа; текиа, шебарим, текиа; текиа, теруа, текиа. Повторяемая трижды, она дает серию в 30 звуков. Последнее текиа растягивается и называется «текиа гедола» — большое текиа. Серия в 30 звуков повторяется еще два раза, и таким образом получается всего 90 звуков. Утроение серии основано на том, что ο теруа упоминается в Библии 3 раза (Лев., 23, 24; 25, 9 и Числа, 29, 1), a также и на вышеупомянутом распределении обряда трубных звуков на малхиот, зихронот и шоферот. В конце богослужения формула из 10 звуков повторяется еще один раз, и таким образом первоначальный такт из 3 звуков возрос в новогодней литургии до ста звуков. Общее название для звуков шофара — «текиот». Первую серию трубят после гафторы, и ее называют текиот «ди-меюшшаб» (серия сидения), в отличие от второй, «текиот де-меуммад» (серия стояния), совершаемой после Амиды.
 
Лицо, которое трубит, называется баал-токеа, другое лицо, которое провозглашает названия звуков, называется «макре». Самый обряд совершается в Рош га-Шана следующим образом. Баал-токеа становится y амвона и заявляет: «Я намереваюсь исполнить заповедь Бога», и трубит Ш., так как в Торе предписан «день трубления для вас». Затем он произносит славословие «Благословен Господь Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам слушать звук Ш.»; за этим славословием следует Ше-Гехияну. Молящиеся отвечают «аминь». Он трубит 30 раз по указаниям «макри», после чего хаззан произносит стих: «Благословен народ, знающий трубный зов; они идут во свете Твоего лица» (Пс., 89, 16); молящиеся повторяют эти слова и читают «Ашре». Следующая серия повторяется таким же образом во время Амиды «мусафа». После мусафа или в некоторых общинах после Алену еще раз повторяются 30 текиот. После Адон Олам делаются заключительные 10 текиот.
 
Во второй день Рош га-Шана производится трубление в том же порядке. Если первый день Нового года падает на субботу (второй день никогда не приходится в субботу), то обряд трубления не производится и слова «день трубного звука» в литургии заменяются словами «память трубного звука». Но во времена существования храма трубили в Ш. и в субботний день. Даже после падения второго храма р. Иоханан б.-Заккаи, который считал основанную им академию в Ямнии равноценной храму, разрешал трубить там в субботу (Р. Гаш., IV, 1, 2). Впоследствии этот обычай был оставлен; по-видимому, Альфаси разрешил его, ссылаясь на авторитет своего бет-дина (Абударгам, венецианское издание, 1566, стр. 100а).
 
Трубление в Ш., согласно вышеописанному церемониалу, было установлено Симоном б.-Гамлиилом II. На первых порах римляне относились подозрительно к этой церемонии, принимая звуки рога за военные сигналы. Одно время обряд этот на время был оставлен (Рош га-Шана, 32б), но впоследствии он был восстановлен. Зогар признает за этими звуками мистический смысл. Звуки Ш. пробуждают высшее милосердие (Зогар, Эмор, 996) и наводят страх на сатану. Автор Шибболе га-Лекет (13-го в.) цитирует Мидраш и Пирке р. Элиезера, где сообщается, что, когда Моисей в новолуние месяца Элула вторично получил скрижали завета на горе Синае, раздался звук Ш. для того, чтобы народ израильский вновь не был введен в заблуждение (Махзор Витри, 361). Заключительное богослужение в день Всепрощения (неила) заканчивается одним звуком текиа; y сефардов трубят четыре раза: текиа, шебарим, теруа и текиа. Последний звук рога должен быть напоминанием ο звуках Ш., раздававшихся в юбилейном году в эпоху до изгнания (ib., 395). Ш. призывал народ к покаянию и посту в дни засух и других бедствий (Таан., Ι, 6). Ш. извещал об отлучении, производившемся по приговору суда. По преданию, 400 рогов известили ο проклятии Бараком Мероза (Суд., 5, 23; М. К., 16а). Звуком Ш. собирали народ, чтобы возвестить ему новолуние и всякое новое постановление законоучителей (Нидда, 38а, 40). Ш. пользовались при отлучении (Санг., 76; см. Раши ad loc.). В Ш. трубили во время похорон (M. K, 276). В пятницу вечером шесть раз раздавался звук Ш.: после первого «текиа» народ прекращал работу в поле; после второго прекращалась торговля; третье текиа было сигналом для зажигания субботних свеч; после некоторой паузы текиа-теруа-текиа служили знаком наступившей субботы (Шаб., 35б).
 
Изготовление и формы Ш. От рога животного отрезывается кончик и y края просверливается узенькое отверстие; затем скоблением делается гладкой наружная поверхность, и рог погружается в горячую воду; он делается мягким и ему придается желательная форма. Потом сглаживается внутренняя поверхность, широкий край выравнивается и резьбой ему обыкновенно придается вид короны. Мундштук формируется сильным растяжением узкого края после его нагревания, и требуется особенная осторожность, чтобы не образовать на нем трещин и не сделать его негодным к употреблению. Преобладающей формой Ш. y сефардов является естественная спиральная форма бычачьего рога; ашкеназы предпочитают более простую, дугообразную форму. Наименьшая длина Ш., по Шулхан-Аруху (Ор. Хаиим, 586, 10), шесть дюймов; средняя длина Ш. 14—15 дюймов, доходя изредка до 30. — Ср.: Маймонид, Jad, Schofar, Ι—III; Schalchan Aruch, Orach Chaim, 585—590; Dembitz, Jewish Services in Synagogue and Home, 319—322; C. Adler в Proc. United States National Museum, XVI, 287—301; F. L. Cohen, в Jew. Chonicle, 1893, 1894, 1899 и 1901. [Jew. Enc. XI, 301—306].





CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=939