И извратилась земля перед Б-гом, и наполнилась земля злодеянием.
И видел Б-г землю: и вот извратилась она, ибо извратила всякая плоть свой путь на земле.
И сказал Б-г Ноаху: Конец всякой плоти настал предо Мною, ибо вся земля наполнилась насилием от них, и вот я истребляю их с земли.
וַתִּשָּׁחֵת הָאָרֶץ לִפְנֵי הָאֱלֹקִים וַתִּמָּלֵא הָאָרֶץ חָמָס
וַיַּרְא אֱלֹקִים אֶת הָאָרֶץ וְהִנֵּה נִשְׁחָתָה כִּי הִשְׁחִית כָּל בָּשָׂר אֶת דַּרְכּוֹ עַל הָאָרֶץ
וַיֹּאמֶר אֱלֹקִים לְנֹחַ קֵץ כָּל בָּשָׂר בָּא לְפָנַי כִּי מָלְאָה הָאָרֶץ חָמָס מִפְּנֵיהֶם וְהִנְנִי מַשְׁחִיתָם אֶת הָאָרֶץ
Благодатное беззаконие.
Часто можно услышать понимание о том, что человечество 2 тысячи лет существовало без закона, потом было 2 тысячи лет закона, а далее - 2 тысячи лет Мессии. Сегодняшний отрывок Торы вносит определенные корректировки в такое понимание, поскольку люди не жили, подобно овощам, которые не разумеют, где добро, а где зло. Всевышний прямо говорит, что всякая плоть извратила путь свой. Это значит, что каждый живущий в своей совести ясно понимал, что есть добро, а что зло. Об этом говорит рав. Шауль, когда описывает состояние языческого общества, не имевшего откровения, данного на горе Синай, и проводит параллели с обществом Израиля.
11 Ибо Бог нелицеприятен.
12 Все согрешившие вне рамок Торы умрут вне рамок Торы и все согрешившие в рамках Торы будут судимы Торой.
13 Поскольку Бог посчитает праведными не тех, кто только слышал Тору; праведными в глазах Бога будут те, кто исполнял слова Торы.
14 Ибо когда язычники, не имеющие Торы, естественным образом исполняют требования Торы, то таковые, несмотря на то, что они лишены Торы, сами себе Тора!
15 Ибо их жизни свидетельствуют, что поведение, предписываемое Торой, записано в их сердцах. Совесть их также свидетельствует об этом, поскольку их спорящие друг с другом мысли то осуждают, то защищают их
16 в день, когда Бог производит суд над внутренними тайнами людей. (Согласно провозглашаемой мною Доброй Вести, Он делает это через Мессию Йешуа).
(Рим.2:11-16)
Евангелие совести.
Такое понимание используется, что люди жили без закона и все было нормально.
Все будут судимы в соответствии с заповедями Торы, которые прописаны в совести каждого человека, жившего до потопа и после. Поэтому проповедь Евангелия обязательно должна обращаться к совести человека, в которой прописаны Божьи заповеди. Через заповеди и только через них можно обратиться к совести человека, пробуждая сердце к совершению Тшувы. Особенно если мы хотим обратиться к совести и сердцу нашего народа, необходимо говорить именно о заповедях в их истинном смысле, а не о различных человеческих идеях, которые на самом деле отменяют саму суть заповеди.
В чем же состоит благодать, которую мы приняли через жертву Мессии? Она в том, что вне зависимости от наших преступлений через Иешуа нам дан шанс на практике проявить, кого мы любим и на кого надеемся. Пример - выход из Египта - показывает, что кровь агнца была только началом пути освящения, длиной в человеческую жизнь. Народ Израиля должен быть свят (особенным), поскольку Отец, родивший их, — свят. Основа святости — это заповеди царства, которые должны приучить нас к жизни не по желаниям человеческим, а по воле Божьей. Чтобы приучить нас к жизни Духа Святого, Всевышний заключил с нами завет через жертву Мессии и заповеди, предложив нам благословение и проклятие.
Проклятие — ключ к Тшуве (покаянию).
Как благословение, так и проклятие происходят от Господа. Любил ли Всевышний людей, которые умирали от вод потопа? Да! Он скорбел о каждом из них. Иов понимал это. Он говорил о том, что нужно уметь принимать от Господа не только доброе, но и злое. Свою жену, которая не понимала этого, Иов назвал безумной. Благословение и проклятие происходят из Божьей любви к человеку. Цель проклятия — напомнить человеку о доброте Божьей и вернуть его домой, к небесному призванию. Осознание проклятия — это ключ к благословению. Давайте вспомним о правильной реакции на обстоятельства, напоминающие нам проклятие. Пример Иосифа, Давида, Даниила, Иова. Цель проклятия — вернуть нас на путь жизни и сохранить от сетей смерти. Вспомним о реакции царя Иосии, когда ему прочли книгу закона, которую нашли в храме.
11 Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои.
12 И повелел царь Хелкии священнику, и Ахикаму, сыну Шафанову, и Ахбору, сыну Михеину, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря:
13 пойдите, вопросите Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласно с предписанным нам.
14 И пошел Хелкия священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асаия к Олдаме пророчице, жене Шаллума, сына Тиквы, сына Хархаса, хранителя одежд, - жила же она в Иерусалиме, во второй части, - и говорили с нею.
15 И она сказала им: так говорит Господь, Бог Израилев: скажите человеку, который послал вас ко мне:
16 так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей его, - все слова книги, которую читал царь Иудейский.
17 За то, что оставили Меня, и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет.
18 А царю Иудейскому, пославшему вас вопросить Господа, скажите: так говорит Господь Бог Израилев, о словах, которые ты слышал:
19 так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Господом, услышав то, что Я изрек на место сие и на жителей его, что они будут предметом ужаса и проклятия, и ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь.
20 За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие. И принесли царю ответ. (4Цар.22:11-20)
Узнав о милости Божьей, царь не успокоился, а еще больше решил покориться Божьей воле.
29 И послал царь, и собрал всех старейшин Иудеи и Иерусалима,
30 и пошел царь в дом Господень, и [с ним] все Иудеи и жители Иерусалима, и священники и левиты, и весь народ, от большого до малого; и он прочитал вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем.
31 И стал царь на месте своем, и заключил завет пред лицем Господа последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его, и уставы Его, от всего сердца своего и от всей души своей, чтобы выполнить слова завета, написанные в книге сей.
32 И велел царь подтвердить [это] всем находившимся в Иерусалиме и в земле Вениаминовой; и стали поступать жители Иерусалима по завету Бога, Бога отцов своих.
33 И изверг Иосия все мерзости из всех земель, которые у сынов Израилевых, и повелел всем, находившимся в [земле] Израилевой служить Господу Богу своему. И во все дни [жизни] его они не отступали от Господа Бога отцов своих.
(2Пар.34:29-33)
О чем говорить, когда мы проповедуем Добрую Новость?
Основная цель проповеди Евангелия — привести человека к осознанию того, что он идет против Всемогущего Господа, Который всем обладает. Важно привести душу в трепетное состояние перед Господом и к сокрушению за свою беззаконную жизнь.
Вечное Евангелие.
6 И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу;
7 и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод.
8 И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы.
(Откр.14:6-8)
Пример проповеди правителю Феликсу.
25 И как он говорил о правде (праведность, справедливость, законность) о воздержании (самообладание) и о будущем суде, то Феликс пришел в страх (испуг, ужас) и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя. (Деян.24:25)
Феликс был прокуратором (управляющим) Иудеи, обладая в этой области неограниченной, почти царской властью. Он распорядился убить первосвященника Ионафана и жестоко подавлял любые проявления зилотов или каких либо проявлений еврейского самосознания. Такому человеку говорил Павел и смог затронуть его сердце только во время проповеди о Царстве Божьем и его заповедях. Жестокий и беспринципный Феликс испугался. Некоторые считают, что Феликс испугался из-за того, что он уговорил Друзиллу, в к-рую был влюблен, уйти от мужа, Емесского царя Азиза, и выйти замуж за него.
Царство Божье утверждается на заповедях.
Верующий отличается от неверующего тем, что он не слушатель, а исполнитель совершенной воли Божьей, которая прописана в заповедях.
Благодать дается для тех, кто стремится исполнить заповедь Божью. Благодать — это не замазка для прикрытия распутства и беззакония. Некоторые авторитеты теологии учат, что Бог не справедлив. "Почему?" - спросите вы. Если бы Бог поступал с нами справедливо, то мы давно были бы в аду. Поэтому такие учителя говорят, что Бог вместо суда избрал милость, а вместо заповедей - неопределенность. Но Бог справедлив во всякое время со всеми. Он одновременно благословляет нас, когда мы стремимся поверить Ему настолько, чтобы исполнить заповедь Торы, а также идет против нас, когда душа человека противится истине Всевышнего. Этот процесс происходит с каждым из нас одновременно и постоянно в каждом дне.
6 ибо Он отплатит каждому согласно его делам. Тем, кто добивается славы, почёта и бессмертия, настойчиво творя добро, Он отплатит вечной жизнью.
7 Но тем, кто ищет своего, кто не повинуется истине, но повинуется злу, Он отплатит яростью и гневом.
8 Да, Он отплатит страданием и муками всякому человеку, творящему зло, в первую очередь, еврею, затем и язычнику,
9 но славой и почётом и шаломом всякому, кто непрестанно творит добро, в первую очередь, еврею, затем и язычнику.
10 Ибо Бог нелицеприятен. (Рим.2:6-11)
Чтобы Дух Божий не был попираем долго? Господь сократил человеческую жизнь, чтобы каждый понимал, что важно не затягивать процесс принятия решения. Закон позволяет нам осознать? в чем необходимо делать шаги веры, поскольку вера без дел мертва.