И говорил Господь Моше так:
Посвяти Мне каждого первенца, разверзающего всякую утробу у сынов Исраэля, из людей и из скота, — Мне они принадлежат.
И сказал Моше народу: Помни этот день, в который вы вышли из Мицраима, из дома рабского, ибо силой руки вывел Господь вас отсюда; и не должно есть квасного.
וַיְדַבֵּר יְדֹוָד אֶל משֶׁה לֵּאמֹר
קַדֶּשׁ לִי כָל בְּכוֹר פֶּטֶר כָּל רֶחֶם בִּבְנֵי יִשְׂרָאֵל בָּאָדָם וּבַבְּהֵמָה לִי הוּא
וַיֹּאמֶר משֶׁה אֶל הָעָם זָכוֹר אֶת הַיּוֹם הַזֶּה אֲשֶׁר יְצָאתֶם מִמִּצְרַיִם מִבֵּית עֲבָדִים כִּי בְּחֹזֶק יָד הוֹצִיא יְדֹוָד אֶתְכֶם מִזֶּה וְלֹא יֵאָכֵל חָמֵץ
Смерть первенцев была решающей казнью, после которой фараон согласился на все Божьи условия. На короткое время сердце фараона смягчилось. Он просил помолиться за него. Египтянам стало очевидным всевластие Бога Израиля. Он умерщвляет и оживляет, и никто не избавит от руки Его. Почему же первенцы играют столь важную роль в Божьем плане?
Роль первенцев.
Все первородное из человека, скота, урожая по праву принадлежит Господу. Из первенцев формировалось священство Божье. По праву рождения первенцы несли ответственность за духовное служение в доме и обществе. В этой связи становится понятным, почему Иаков стремился обрести права первородства. Он желал принадлежать Всевышнему и совершать священнодействие, продолжая дело своего отца Исаака. Отец Небесный родил для Себя первенца - народ Израиля, чтобы возродились первенцы Божьи из всех народов земли через первенца воскресшего из мертвых - Иешуа Мессию. Йоханан пишет об этом так:
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
(Иоан.1:12,13)
Сыны Израиля поверили Божьему откровению, с которым пришел Мошэ. Также и во время прихода Иешуа необходимо было поверить в Господа, проявившего Себя в теле человеческом, чтобы получить власть быть ребенком Божьим через рождение от Духа Святого. Через агнца были сохранены жизни первенцев Израиля, а через Агнца Мессию спасаются и сохраняются жизни первенцев нашего времени.
Первенец из мертвых.
Первородство полученное от Мессии, свидетельствует о рождении свыше. Власть давать жизнь Духа Божьего имеет Агнец Иешуа — первенец из мертвых. Каждый, поверивший Его жертве, спасает свою жизнь, воскресая из мертвых. Ведь все первенцы Египта умерли, отказавшись принять заповедь для своего спасения. Иешуа — не просто личность, но заповедь (слово), ставшее плотью. Поэтому сказано: Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. (1Иоан.5:12). Однако принятие первородства от Святого Духа не имеет смысла, если не производить плод спасения, выраженный в виде служения Всевышнему. Господь ясно сказал, что первенцы — Его собственность.
1 Вы некогда были мертвы из-за своих грехов и непослушания.
2 Вы ходили путями олам газе и повиновались Повелителю Сил Воздуха, который по сей день действует в среде непослушных.
3 Действительно, все мы некогда жили так - мы следовали страстям нашего старого естества, повиновались желаниям старого естества и собственным мыслям. В таком естественном состоянии нас неминуемо ожидал Божий гнев, как и всех остальных.
4 Однако Бог настолько богат милостью и любит нас такой безграничной любовью,
5 то, хотя мы и были мертвы из-за своего непослушания, Он оживил нас вместе с Мессией - именно благодатью вы были спасены.
6 То есть Бог воскресил нас вместе с Мессией Йешуа и посадил на небесах вместе с ним,
(Н.З. Д.Штерн Еф.2:1-6)
Мессия оживил нас из мертвых, давая нам осознание Царства Небесного через поселившегося внутри нас Духа Святого. Нам дана милость ожить по милости Божьей. Как же сохранить такой великий подарок?
Первенцы не едят хамец.
После избавления первенцев от смерти народ Израиля в течение недели совершал праздник пресных хлебов. Особенно важен этот праздник для первенцев. Их жизнь была сохранена через кровь агнца, и теперь целую неделю они не должны употреблять хлеб с закваской. Неделя — это полный цикл жизни. Всевышний сотворил вселенную в течение недели. Первенец должен перестать есть квасной хлеб, иначе он потеряет свое первородство. Рав. Шауль объясняет что символизирует закваска и как она привела Исава к потере первородства.
15 Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие;
16 чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. (Евр.12:15,16)
Мы получаем благодать, т. е. незаслуженную милость быть первенцами Бога. Но дальше следует совершить жизненно важный праздник для первенцев — праздник пресного хлеба. Все мы должны есть хлеб. Это жизненно необходимо. Мы должны питаться заповедями Божьими, но очень важно не подмешивать к пресному хлебу закваску порока и лукавства. Может казаться, что мы едим тот же хлеб, а его вкус может быть даже лучше, чем у опреснока, но это совершенно другой хлеб. Ведь у блудников и нечестивых есть своя истина, которую они утверждают в своем сердце, но эта истина заквашена желаниями ветхой человеческой природы. От такого хлеба нет пользы Божьей. От заквашенного пороком хлеба возрастают лукавые, неверные плоды. Поэтому рав. Шауль призывает праздновать, т. е. совершать служение Господу, с опресноками чистоты и истины.
6 Вам же не следует хвалиться. Разве вы не знаете поговорку: Немного хамец может заквасить целый замес теста?
7 Удалите старый хамец, чтобы вы могли стать новым замесом теста, ведь, в действительности, в вас нет квасного. Ибо наш пасхальный ягнёнок, Мессия, был принесён в жертву.
8 Потому давайте праздновать Седер не с оставшимся хамец, хамец нечестия и зла, но с мацой чистоты и истины. (Н.З. Д.Штерн 1Кор.5:7-9)
Наш праздник начался с жертвы Мессии, но чтобы он продолжился, необходимо хранить свое сердце от закваски, т. е. злого, неугодного Господу образа мышления. Заповеди Торы обнаруживают закваску в нашем мышлении, а Дух Божий дает силу к изменению мышления. Таким образом, мы становимся общиной (синагогой) первенцев.
Община первенцев.
Не всегда можно родиться первым. Но наш праотец Иаков тоже не был рожден первенцем, а впоследствии стал им. Ученики Мессии также не были первенцами, поскольку первенство имели священнослужители из рода Левия и Аарона. Но в книге Откровение мы читаем о том, что двенадцать апостолов будут судить двенадцать колен Израиля. Мессия предупреждал религиозных лидеров Своего времени: Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его. (Матф.21:43) От одних людей Царство Божье отнимается, а другим дается. Что отличает этих людей? Стоит вспомнить, что жизнь первенца начинается с откровения о Мессии Иешуа. Это начало служения первенца. Таким людям Всевышний дает залог их первородства — Дух Святой. Далее, благодаря жизни Духа Святого, первенцы приносят плоды, угодные Отцу Небесному.
22 Нет, вы подошли к горе Цийон, то есть к городу живого Бога, к небесному Йерушалаиму; к собранию десятков тысяч торжествующих ангелов;
23 к общине первенцев, чьи имена записаны на небесах; к Судье, Который является Богом для всех; к духам праведников, достигших цели;
24 к посреднику нового договора, Йешуа; и к крови окропления, которая говорит о лучшем, нежели кровь Гевеля. (Н.З. Д.Штерн Евр.12:22-24)
Мы приобщились к собранию Божьих первенцев. Теперь наша задача — достигать Божьей цели. Ведь первенец избран для особой, приготовленной Господом цели.