Пожалуйста, включите JavaScript! Как это сделать!
 Новости:  Расписание на февраль 2020 (5780г.)...  Файлы:  гл. Рье (Украшение для Лосяша) - 31.08.2019 ... 
Пожертвования
Помощь детям

    Желающие оказать 
    благотворительную  помощь детям из
    детских домов  и
    интернатов могут связаться  с нами по телефону:
    +38(048)711-14-95

Наша библиотека
Бесплатно!

    Справки по телефонам:
    Люба: +38(093)1165203, 7026756
    Олег: +38(098)4865894

Loading

Как возникло и чем обосновывается учение о чистилище.

15/05/2007

В чистилище, прямо или косвенно, верят многие. Многие люди заказывают молебны и заупокойные. Имеет ли это смысл? В статье раскрываются базовые основы этого заблуждения.

Учение об аде и чистилище.

«По всей вероятности, Августин, епископ из Гиппо, был первым, кто выдумал учение о чистили-ще. Однако его представления об этом месте были неопределенны и неясны. Впервые во времена Гри-гория Великого, примерно в 600 году, учение о чистилище было принято догмой римской церкви. От-носительно состояния души после смерти Григорий говорил: „Мы верим, что есть огонь, который горит с меньшей силой, прежде чем наступит великий день суда“. Однако учение впервые приобрело форму на заключительном заседании известного собора в Тринте. „Существует чистилище, в котором попав-шие туда поддерживаются ходатайствами верующих, особенно благоприятными жертвами мессы. Этот святой собор повелевает всем епископам, чтобы они со всяким усердием верили здоровому учению о чистилище, преподанному нам истинными отцами церкви и святыми соборами. Чтобы это учение, при-нимаемое верою, было сохраняемо, распространяемо и проповедуемо повсеместно всеми верными слу-жителями Христа… В пламени огня чистилища души оправданных очищаются временным наказанием, чтобы им таким путем иметь доступ на их святую Родину, куда не может войти ничто нечистое…
Жертвоприношение мессы совершается для таких, которые умерли во Христе, но еще не полно-стью очищены“. Римские богословы всячески пытаются оправдать это учение, которое абсолютно от-рицает совершенную полноту жертвы Христа. Они стремятся достичь этого на основании Слова Божье-го разными местами Писания, особенно апокрифами и преданиями. Однако с этим мы не имеем никако-го дела. Из таких нечистых источников можно доказывать все, что только пожелается. Искажение Свя-щенного Писания в угоду того учения требует все же краткого исследовательского упоминания. Приве-дем два места Писания, которые обычно брались на вооружение, чтобы защитить утверждения Римской церкви.
1. „Истинно говорю тебе, ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта“ (Матф. 5:26). Здесь римская церковь сама себе противоречит, ведь если в чистилище должны быть прощены некоторые грехи, как может идти речь об уплате последнего кодранта? Получить прощение или упла-тить — два взаимоисключающих понятия.
2. „Ожив Духом, Которым (то есть Духом) Он и находящимся в темнице духам, сошед, пропове-довал“ (1 Петр. 3:18—19). В первую очередь, это место Писания никакого отношения к временному чистилищу, временной темнице иметь не может, так как совершившие грех смерти не приходят в чис-тилище. Допотопные жители земли, однако, согрешили грехом смерти, так как они не верили Слову Божьему. Чистилище же, по толкованию собора, лишь для того, кто умер во Христе, но не полностью еще очищен. Далее место Писания учит, что Христос сошел и проповедовал не как Персона. Он пропо-ведовал духом Ноя допотопным людям, которые сейчас в темнице. Приведенные слова Писания в поль-зу доказательства о чистилище настолько мало основательны, что вдумчивые католики стремятся ут-вердить это учение лишь на основании авторитета церкви.
Среди богословов церкви относительно места пребывания и того, что оно, собственно говоря, представляет из себя, великое множество расхождений во мнениях. Даже собор в Тринте не выработал относительно этого определенного решения. По всеобщему мнению, оно находится под землей и зави-сит от ада. Это среднее пространство между небом и адом, где души проходят очищение огнем, прежде чем они вступят на небо. Как же естественный материальный огонь может очищать души, от этого раз-говора римские богословы всячески уклоняются. „Находящиеся в среднем пространстве, — утверждает флорентийский собор (1439), — находятся на месте мучения. Однако мы не желаем спорить о том, му-чимы ли они огнем, или стихией, или чем-либо другим“. Лучшие теологи римской церкви не едины в этом пункте, далеко расходясь друг с другом во мнениях. Некоторые утверждали, что мучения состоят во внезапном переходе из пламени огня в трескучий мороз. В доказательство и помощь призывались сны и видения, чтобы просветить таинственный мрак неизвестности.
Во времена средневековья было немало таких, которые необоснованно утверждали о своем снис-хождении в те подземные регионы, которые затем открывали тайны чистилища перед изумленными слушателями. Приведем в качестве примера один рассказ, который кажется нам осудительным более всех других. Дритгельм, история которого нам передается не менее значительными личностями, как Бедда или Белларминус, на своем пути встретил ангела в светлой одежде и был поведен своим провод-ником навстречу восходящему солнцу. Оба путешественника пришли, наконец, в долину с чрезвычай-ной протяженностью, на левой стороне которой стояли раскаленные печи, на правой же стороне про-стирались пространства льда, снега и града. Вся долина была переполнена человеческими душами, ко-торые ураганным ветром были кидаемы с одной стороны в другую, откуда леденящий холод снова гнал их в пылающий огонь, который бушевал неугасимо. Огромное множество обезображенных душ было, таким образом, непрестанно кидаемо из стороны в сторону и мучимо. По изъяснению ангела, сопрово-ждающего Дритгельма, это было местом наказания всех, кто отодвигает до часа своей смерти исповеда-ние грехов и исправление. Все они, однако, будут допущены на небо, тогда как многие освобождаются от всеобщего суда покаянием, молитвами, постами людей на земле и особенно через мессу. Цель этого рассказа ясна. Он должен был производить впечатление на робкие души людей, умножить и вознести власть духовенства и обеспечить богатые дары церкви. Невольно напрашивается вопрос: то ли это ме-сто, куда матерь-церковь посылает своих праведных и кающихся детей? Да, только оправданные идут туда. Все умирающие со смертными грехами на своей совести прямой наводкой низвергаются в ад, на воротах которого начертаны слова: „Никакой надежды во веки веков!“ Насколько ужасны должны быть мысли о чистилище для покорных сердец! Если член римской церкви верою действительно получил бы оправдание и освобождение, то и он не мог бы чувствовать себя истинно счастливым, так как воспоми-нание о грядущей смерти и неизбежном чистилище с его мучениями омрачили бы его радость. Какую же абсолютно иную, неизмеримо счастливую надежду дает Слово Божие всем истинно верующим в следующих местах: „Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете“ (Кол. 1:12), „Ныне же будешь со Мною в раю“ (Луки 23:43), „Влечет меня то и другое, имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше“ (Флп. 1:23).

Применение учения о чистилище.

Влияние, оказанное римским духовенством на нравы людей учением о чистилище, естественно, было чрезвычайно великим. Кто не отдал бы всего ради избавления себя или своих любимых, кровно родных, от того места, чтобы купить свободу от того ужасного страдания? Мессы, которые читались во благо усопших душ, постепенно превратились в ненасытный источник поборов для церкви. Умирающие нередко завещали все имущество церкви, чтобы таким образом избежать страшного места — чистили-ща. Священники начали постыдную торговлю индульгенциями и за счет суеверного стада пополняли и набивали свои кошельки.
Однако самое страшное и пагубнейшее применение учения о чистилище в том, что священники использовали его для достижения неограниченной власти над своими жертвами, да и над самой смер-тью их. Они вызывали в умирающих веру, что после их смерти, после их ухода из этого мира в потусто-ронний они сами станут посредниками и заступниками их, что они владеют ключами чистилища и что судьба умирающих зависит от их приговора. Воистину это есть глубины сатанинские, которые прони-зывали ужасом искушения. „Не бойся! — говорит Иисус к трепещущему пророку“. — Я… имею ключи ада и смерти“. Бог всех, верующих в Него, избавил „от власти тьмы“ и „ввел в Царство возлюбленного Сына Своего“ (Кол. 1:13).
Эти места недвусмысленным образом учат нас тому, что верующие через труд Христов не только освобождаются от суда и смерти, очищаются от всех грехов, но и уже здесь избавлены от власти тьмы и введены в Царство Возлюбленного Сына Божьего. Он спас нас, а не только хочет и может спасти! Гре-ческие, абиссинские (эфиопские), армянские церкви отвергли исповедание учения о чистилище, в дей-ствительности же они крепко держатся за него. Об этом свидетельствуют молитвы и мессы по умер-шим, возжигание фимиама на могилах их». [Миллер. Указ. соч. Т. 1. С. 579—583]. Те же нечеловече-ские пытки, которые Коран рисует для отступников, были нарисованы и папством. Церкви расписыва-лись страшными картинами того, как грешники мучаются в аду и чистилище, глядя на которые кровь буквально стынет в жилах, и которые также никакого чувства любви к Богу не прививали, вызывая всё тот же страх и подсознательную ненависть. За 1260-летний период, с 538 по 1798 гг. беспредельного господства, папство до неузнаваемости исказило любящий характер Христа, подготовив базу для рево-люций, атеизма, фашизма, теории эволюции. Люди хотели верить во что угодно, но только не в того Бо-га, которого проповедовал Ватикан.

● Проповедь огнём и мечом.

Завещание Христа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Ду-ха, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19—20) было грубо попрано. «„Неведение — мать благочестия“ сделалось правилом последователей рели-гии, и во имя такого благочестия уничтожалось все, что могло внести светлый луч в темное сознание полуязыческих, варварских народов, усвоивших себе только внешнюю, обрядовую сторону христиан-ской веры. Самые дикие суеверия были распространены среди невежественного народа, и суеверия эти разделяло даже высшее духовенство, священники и епископы. Народ, в сущности, не оставил своих прежних языческих богов, но только соединил поклонение им с именами разных святых, ангелов, верил в добрых и злых духов, принимающих самое живое участие во всех мелочах человеческой жизни, и на-селил ими каждый уголок на земле. Люди искренно верили, что на песках Чермного моря еще заметны следы фараоновой колесницы, и всякий, кто попытался бы отрицать это, рисковал подвергнуться гоне-ниям как еретик. Мир наполнился разного рода чудесами, производимыми католическими мощами, ка-толическими иконами, всевозможными амулетами и талисманами. Древнейшие христиане считали жи-вопись и скульптуру вредными искусствами и избегали каких-либо изображений, чтобы только что об-ратившиеся в христианство люди вновь не впали в язычество, обоготворяя эти изображения, что дейст-вительно и случилось впоследствии. Ученое католическое духовенство смотрело на изображения, как на пособие при богослужении, напоминающее простому, не умеющему читать народу священные собы-тия. Простой же невежественный народ не в состоянии был понять, что разумели их учителя в деле по-клонения изображениям и наивно считал их самих за богов и приписывал им чудодейственную силу. И католические священники и монахи поддерживали в нем такую веру. Во времена апостолов каждый че-ловек более или менее сознательно принимал христианское учение, хорошо зная, что не почести и мир-ские блага ждут его на этом пути, а страдания и смерть. Апостолы и их ученики простыми словами и речами старались разъяснять, как умели, ту истину, в которую они веровали сами. С течением же вре-мени и по мере распространения христианства дело изменилось. Ревностные проповедники по-прежнему шли на опасности, распространяя свое учение среди диких варваров, разрушая их идолов и вырубая священные леса. Но обращение в христианство выражалось теперь не в пробуждении сознания людей, а только в крещении в католическую веру и обучении делать крестное знамение. Даже вожди народные и духовенство заучивали только молитву Господню и Символ веры; народ же обыкновенно следовал примеру своих вождей. Если языческие завоеватели покоряли такой мнимо-христианский на-род, то он забывал свое христианство и вновь впадал в язычество». [Величкина В. Очерки истории ин-квизиции. М.: И-е И. Н. Кушнерева, 1906. С. 14—15]. «Так были расставлены сети для ног верных по-следователей Христа. Не спрашивали о том, насколько искренне и серьезно человек верит в Слово Бо-жие и покоряется ему. Если он нарушил таинства церкви и ее бесчисленные церемониалы, его объявля-ли еретиком и вынуждали понести все горькие последствия этого. С другой стороны, можно было спо-койно и безнаказанно пренебрегать Словом Божьим, если человек подчинялся учению и требованиям церкви. Истинным последователям Христа, желающим точно исполнять Его Слово и высоко чтущим Священное Писание, ускользнуть было невозможно. Они неминуемо подпадали под беспощадное гоне-ние». [Миллер. Указ. соч. Т. 1. С. 569—570]. Подавляющее большинство папских миссионеров пресле-довало «цель, как и все посланцы римской церкви, скорее превращать души спасаемых в приверженцев их церкви, нежели приводить в послушание веры к Самому Христу. Требованием ко всем обращенным, будь то вожди или подчинённые, было крещение и слепое, безусловное послушание и подчинение вла-сти папства. Вера в Иисуса Христа была второстепенным делом. Честолюбие римского престола было направлено на то, чтобы покорить себе весь мир». [Миллер. Указ. соч. Т. 1. С. 472]. Языческие народы крестились силой, а тех кто отказывался уничтожали. Крестовые походы явились страшным аккордом проповеди Евангелия. Проповеди, которая уже вместо мира и вести о Боге любви и милосердия несла кровь и огонь, представляя Христа жестоким и безжалостным. Хотим ли мы исповедовать Бога в пап-ском изложении, неотделимо от индульгенций, инквизиции, интердиктов. Далёкого и отделенного от людей многочисленным сонмом святых, девой Марией, полуобожествлённым папой и священниками, торгующими прощением. Бога, терзающего людей вечно в аду и в чистилище. Бога, Который навязыва-ет веру в Себя с помощью крестовых походов, инквизиции. Бога, Который требует слепого повинове-ния. Право выбора остаётся за нами.

Прочтено: 3884