Желающие оказать
благотворительную помощь детям из
детских домов и
интернатов могут связаться с нами по телефону:
+38(048)711-14-95
У нас Вы найдете сотни книг еврейских авторов по разнообразной тематике...
Скачать каталог книг одним файлом.
Справки по телефонам:
Люба: +38(093)1165203, 7026756
Олег: +38(098)4865894
Евреи Болгарии и Македонии смотрят на Холокост по-разному
24/07/2008Рут Грубер
В марте исполняется 60 лет с тех пор, как граждане Болгарии предприняли первые героические шаги по предотвращению депортации 50.000 болгарских евреев в нацистские лагеря смерти.
60 лет прошло и с того времени, как болгарские оккупанты, союзники нацистов, грубо окружили и депортировали практически всех евреев Македонии, некоторых районов Греции и южной Сербии.
Параллельные церемонии, посвященные двум этим принципиально разным событиям, пройдут в Болгарии и в Македонии на будущей неделе.
В Болгарии, где в последние годы награды вручались героям военного времени, предстоящую церемонию американский посол Джеймс Пардью назвал «праздником отваги и терпимости», она выльется в чествование как отдельных рядовых граждан, так и их политических и религиозных лидеров.
«Своими решительными действиями, -- сказал Пардью, недавно выступая в Софии, -- Болгария обеспечила себе место в истории как общество, которое уважает жизнь и человеческое достоинство всех граждан».
Однако в Македонии такие оценки не прозвучат, и церемонии будут носить совершенно иной характер.
Это будут траурные мероприятия, посвященные многовековой истории уничтожения местного еврейства, физического уничтожения и культурного. Македонские евреи опасаются, что чествование болгарских героев отвлечет внимание от их скорбных дат.
В Македонии помимо традиционных ежегодных митингов и возложений цветов весь год будут проходить семинары, лекции, теле- и радиопередачи, посвященные событиям Холокоста и их последствиях. Начнется этот марафон с круглого стола, на котором будут обсуждаться такие проблемы, как память Холокоста, антисемитизм и мультикультурное сосуществование. Одним из спонсоров мероприятия стал Фонд Холокоста Македонии, учрежденный правительством в прошлом году, в качестве компенсации частной собственности македонских евреев, убитых в Шоа и не оставивших после себя наследников.
Спасение болгарского еврейства -- это уникальная глава в истории Холокоста, но ее подробности были мало известны до падения коммунистического режима в 1989 году.
Во время второй мировой войны Болгария стала союзником нацистской Германии в том числе и за тем, чтобы вернуть себе территории, потерянные в ходе предыдущих войн – сегодняшнюю Македонию, греческую Фракию и части южной Сербии.
В начале 1943 года Болгария подписала секретный договор с нацистами о депортации 20.000 евреев в лагеря смерти, расположенные в Польше. Так вот, началась эта депортация как раз с евреев, живущих на аннексированных Болгарией территориях.
За неделю, с 4 по 11 марта, 1943 года болгарские солдаты взяли в кольцо тысячи евреев, погрузили их в болгарские крытые вагоны и отправили всех скопом в Треблинку. Из 11.363 человек, депортированных тогда в Польшу, выжило 12 евреев. Об этом израильский дипломат и исследователь Нир Барух рассказал продюсерам нового фильма «Оптимисты», посвященного спасению болгарского еврейства.
Товарные вагоны для транспортировки еще 8.500 евреев – теперь уже евреев Болгарии -- стояли наготове, когда весть об этом просочилась в болгарское общество и вызвала волну протестов по всей стране.
Тогдашний вице-президент парламента Димитар Пешев, узнав, что на 9 марта назначена депортация евреев из его родного города Кюстендила, начал действовать. Он широко обнародовал содержание секретного соглашения и настоял на временной отмене приказа.
Джэки Комфорти, израильский режиссер фильма «Оптимисты», рассказал, что 10 марта его дед с семьей и многочисленными соседями явились в местную школу Пловдива, а в этот момент полиция вламывалась в их дома. Евреи взяли с собой одежду и еду – приготовившись к долгой поездке. Пунктом их назначения была Треблинка. Они туда так и не попали: просидели целый день в школе, а потом были отправлены по домам.
За этот день Пешев собрал 42 подписи законодателей под соответствующей петицией, адресованной королю. Свое отношение к происходящему открыто выразили также лидеры православной церкви Софии и Пловдива, профессора, врачи, адвокаты, студенты, рабочие и крестьяне. Состоялись марши протеста и уличные демонстрации.
Вскоре король Борис III заявил нацистскому руководству, что его евреи нужны ему на стройках. Он поместил их в трудовые лагеря, но отказался депортировать или передавать их в руки нацистов.
«Ни один человек ни в одной другой стране мира, где действовало пронацистское правительство, не использовал свое политическое влияние на то, чтобы посеять моральные сомнения у сторонников Окончательного решения», -- сказал на лекции в Будапеште итальянский писатель Габриэль Ниссим, автор книги о Пешеве.
Пешев, сказал он, смог превратить политиков-«оппортунистов, прислуживавших Германии, в людей, имеющих совесть и собственное мнение».
«Оптимисты» и книга Ниссима о Пешеве «Человек, остановивший Гитлера» – это только небольшая часть новых документальных фильмов и книг, которые привлекли внимание мировой общественности к истории спасения болгарского еврейства. Они были созданы в посткоммунистическое время. Между тем, поствоенная пропаганда приписывала заслугу в спасении болгарского еврейства лидерам коммунистической партии.
В 1945 году коммунисты приговорили Пешева, члена парламента военного времени, к 15 года тюрьмы за сотрудничество с нацистами. Его обвинили в том, что он спасал евреев за деньги.
Но через год его из тюрьмы освободили. И он прожил в Кюстендиле в бедности и забвении до самой смерти. Пешев скончался в 1973 году, а реабилитировали его только в 1990-е.
В октябре прошлого года в Кюстендиле, в доме, где родился Пешев, открылся музей, посвященный его жизни.