Пожалуйста, включите JavaScript! Как это сделать!
 Новости:  Расписание на февраль 2020 (5780г.)...  Файлы:  гл. Рье (Украшение для Лосяша) - 31.08.2019 ... 
Пожертвования
Помощь детям

    Желающие оказать 
    благотворительную  помощь детям из
    детских домов  и
    интернатов могут связаться  с нами по телефону:
    +38(048)711-14-95

Наша библиотека
Бесплатно!

    Справки по телефонам:
    Люба: +38(093)1165203, 7026756
    Олег: +38(098)4865894

Loading

КОРНИ ХРИСТИАНСКОЙ ЮДОФОБИИ (Полемические размышления иерусалимца в Италии)

25/07/2008

Реувен МИЛЛЕР

 

 

    
     Вступление

Перед Песахом я получил много поздравлений, но небольшая часть из них, в которой меня поздравляли с «Еврейской Пасхой» или "Passover"ом, несмотря на благодарность к пославшим, как-то покоробила, ибо слова эти: «Пасха», "Passover" означают дату, хоть и связанную с Песахом, но в отрицательной коннотации, ибо они означают празднование юбилея Кровавого Навета на наш народ. Ибо основной кровавый навет был придуман христианами и сводился к тому, что евреи в ритуальных целях распяли Иисуса. А потом, в течение двух тысячелетий, и особенно, с возникновением инквизиции, где-то с 13-го века и по сей день, хоть и после уже полвека упраздненной инквизиции, кровавый навет повторяется ежегодно. И сотни лет христианские юдофобы твердят одно и то же: евреи приносят перед Песахом в жертву христианского младенца, дабы использовать его кровь в производстве мацы.
Христианство атииудаистично по своей природе и генетике.
Проще всего повторять выработанные веками разными поколениями верующих и неверующих тезисы о христианстве, как продолжении иудаизма.
Что греха таить – нам, русскоязычным евреям, в массе своей рожденным после второй мировой войны, вроде бы ненавязчиво, но насильно воспитанным в христианской культурной традиции, которую под вывеской пролетарского (впоследствии, социалистического) интернационализма культивировал наш «старший брат» - колонизатор, скромно именовавший себя «великим русским народом», культуре, силой и огромным числом жертв навязанной всем нам коммунистической партией, во главе с православным священником-недоучкой по имени Иосиф Джугашвили и его клевретами, нам, воспитанным в так называемом атеизме, то есть, отрицании возможности изучения духовного опыта человечества, кроме отфильтрованных красными избранных идей христианства, по их мнению, единых и обязательных для всех (включая тех же русских), так просто не увидеть ложности этого тезиса.
Но когда в сознательном возрасте углубляешься в еврейскую жизнь, даже просто ее бытовую организацию, основанную на религии ТАНАХа, то видишь непроходимую пропасть между идуаизмом и христианством.
Трудно, конечно, это признать нашему разуму, отягченному и советстким воспитанием и выработанными десятилетиями привычками к гойским образам жизни, и, чего греха таить, гойской кровью, которая течет в жилах у многих из нас или наших близких и дражайших родственников – таких же людей, как мы.
И если, скажем к исламу отношение у «русских» практически солидарно отрицательное, то к христианству достаточно снисходительное, ведь большинство из нас жило среди советских христиан, и гораздо меньше – среди мусульманских советских народов. И «белая» идишская, воспринятая от русских, спесь к этим «черным», «чуркам», нам очень даже свойственна... И мы стараемся не вспоминать не столь уж отдаленные исторически погромы первого двадцатилетия прошлого века, услужливость славянских коллаборационистов, помогавших (и еще как!) гитлеровцам в «окончательном решении...», «дело врачей», запреты на профессии, общество «Память» и т.п. этнически-религиозные гонения православных христиан на евреев. Я уж не говорю о латышах, литовцах, поляках. Кстати сказать, у евреев – выходцев из католических стран историческая память в этом смысле поострее, хотя именно католическое руководство во второй половине ХХ века формально предприняло многое для ликвидации средневекового наследия, на что не сподобилось православное.
Я хочу задать простой вопрос: что в христианстве от иудаизма, от его фундамента?
Единобожие? Нет! Христиане сразу же, на стадии канонизации религии, отказались от него, создав образ Троицы – Отца, Сына и Св. Духа. Практически тогда же к Божественной Троице были присовокуплены апостолы, Дева Мария, Мария Магдалина. Далее евангельский пантеон расширялся всевозможными святыми, и этот процесс продолжается и по сей день. Причем работает общечеловеческая суеверная психика – местный святой он повыше самого Господа Бога...
Суббота? Нет! Ее, если верить Евангелиям, отменил сам Иисус: «Не человек для субботы, а суббота для человека!». И христиане сделали выходным днем ВОСКРЕСЕНИЕ. Чье воскресение? Того же Иисуса, якобы распятого зловредными иудеями. А суббота стала из Царицы Шабат рядовым днем.
Брит мила (обрезание)? Нет! Отменена, если не ошибаюсь, апостолом Павлом, истинным идеологом и основателем христианской церкви. Иисус Христос (прим. Слово «Христос» - греческая калька ивритского слова «Машиах» - Мессия, Помазанник. Ассоциация со словом «крест» возникает у нас лишь благодаря привычному арийско-корневому слуху русскоязычных людей из-за похожести «крест»-«Христос»), мол, приняв мученическую кровавую смерть на кресте, тем самым принес в жертву себя для всех будущих поколений.
Кашрут? Опять же нет! Христианство, чье организованное ядро возникло в не столь жарких, нежели Месопотамия и Эрец Исраэль местах, и распространявшееся на север, не нуждалось в столь тщательных пищевых процедурах. Поэтому и он был отменен.
И т.д., и т.п....
Да, христиане вроде бы без изменений присовокупили ТАНАХ к своим книгам, объявив его Ветхим Заветом. Но ведь они же не используют напрямую Тору и другие книги ТАНАХа. Все это идет лишь через Евангелия. Откройте Евангелия, и вы, кроме собственно евангельских рассказов о Иисусе и Ко , в том, что касается ТАНАХа увидите лишь его толкования и ссылки. Но сам-то первоисточник у христиан никому не нужен, разве что, каким-то сверхученым богословам. (Я рассматриваю лишь две наиболее многочисленные и старые ветви христианства – католицизм и православие). Впрочем, и сами Евангелия, они тоже не для народных масс – там главное, что батюшка (ксендз) сказал!
Теперь немного о генетике.
Рукописи Кумрана показывают, что еще за пару столетий до рождения Иисуса (которого если отбросить сказочную шелуху, вполне можно считать исторической личностью, или обощением личности проповедника-диссидента, что я и делаю), уже существовали ессейские тексты, близкие к евангельским. А раз были тексты, то была идеология и были устные ее разносчики. То, что власть с ними боролась и жестоко, тоже не вызывает сомнений, как то, и что некий горлопан по имени Иошуа мог быть распят римлянами. Возможно таких горлопанов были сотни, и не все носили имя Иошуа.
Возможно, одни из них проповедовали бунт, а другие – выжидательное смирение. Кто-то, боясь связываться с оккупантами, изливал свой гнев на соотечественников, сумевших коллаборировать с римлянами (фарисеев). Время было нелегкое, и тогдашним МЕРЕЦу и ШИНУЮ (современные левые израильские партии) было где потрепать языками.
Через полсотни лет, когда евреи уже потерпели поражение в Иудейской войне, Храм и Иерусалим были разрушены, а народ угнан в рабство, сложились несколько легенд, несомненно на какой-то фактографической основе, в чем-то схожие, в чем-то дополняющие друг друга, в чем-то противоречивые, о незамеченном в своем отечестве явлении Машиаха.
И вот, побывав в Риме, я понял, что истинная родина нынешней христианской религии - это, безусловно, Рим. У религии этой, на мой взгляд, с иудейской ересью, зародившейся во II-III веках до н.э. в наших краях, общего меньше, чем у кошки, с ископаемой амфибией, породившей в результате эволюции многие виды и поколения млекопитающих.
Позволю себе далее привести некоторые отрывки из итальянских заметок.

Римские руины

     ...Нам довелось испытать то чувство, которое, видимо, посещает большинство туристов, на "римских каникулах" бродящих по следам ушедшей цивилизации - восхищение ее уровнем, хорошо видимым даже два тысячелетия спу стя, и какую-то легкую грусть, знакомую по картинам художников XVII-XVIII веков, тиражировавших виды руин.
Все эти руины очень обихожены и приспособлены под туристскую индустрию. Многовековая привычка. Наверно, очухавшись после нашествия Атиллы, варваров и вандалов, жители Рима, за неимением ничего лучшего, начали торговать славным прошлым предшественников. Желающих поглазеть на поверженный Рим, видимо, было всегда предостаточно. Я испытал атавистическое варварское злорадство, сфотографировавшись рядом с аркой Тита, где на барельефах римские воины угоняли в плен и рабство моих бородатых и пейсатых предков. Я-то с опозданием на исторические два тысячелетия и личные полвека все же вернулся к моему народу, в Иерусалим, а где вы, доблестные римляне? Где ваши храмы, боги и оракулы? Подозреваю, что и у первых, средневековых праздношатающихся туристов, попавших в Рим, у которых, быть может, свежее была историческая память, зрелище разрушенной "империи зла" вряд ли вызывало добрые чувства... Были, правда, и другие впечатления:

Но этот прах- источник вдохновенья;
Еще звучат былого голоса,
И зодчий, открывая чудеса,
Возносит к небу дивные строенья.

Не думайте, что все вокруг мертво,
Колонны рухнули, не мастерство.
Обманчивому облику не верьте;

Вот он - веками истребленный Рим,
Он воскресает, он неистребим,
Рожденный страстью, он сильнее смерти.

(Иоаким дю Белле, XIV в. Перевод И.Эренбурга)

     Христианские реставраторы, правда, действовали своеобразно, примеры чего мы уже видели в Испании. Например, сбросили статую императора Траяна с триумфальной колонны (хотя, может я зря так: статую, да и саму колонну могли свалить гунны), а вместо нее поставили своего нового идола - апостола Петра...
Первые четыреста-пятьсот лет люди, исповедовавшие так называемые раннехристианские и, впоследствие, евангельские принципы, были гонимы: сначала ортодоксальными иудеями, затем римлянами. Они уходили из большого мира в пустыни, к пещерам над Мертвым морем, в катакомбы, и их проповеди, вначале лишь незначительно противоречившие ТАНАХу (Ветхому Завету) и Талмуду, не находили заметного отклика у современиков. При более-менее благополучной жизни в Иудее, даже в процессе двухсотлетнего сползания еврейского государства от независимой монархии к вассальной деспотии, раннехристианские идеи были чем-то вроде "кухонного" диссидентства, ропота недовольных.
Перелом произошел в начале новой эры. Оккупация Римом, потребовавшим от иудеев, наряду с их традиционным единственным и непознаваемым Богом, совершенно неприемлемого для иудеев обожествления римского Императора и воздаяния божеских почестей его статуе в Храме, восстание против римлян, известное как Иудейская война, поражение восставших и разрушение римлянами Второго Храма, уничтожение еврейской государственности, поражение восстания Шимона Бар-Кохбы, вызвали у евреев мощный моральный кризис, потерю веры в собственные силы и ожидание прихода спасителя свыше - Машиаха, нового царя из дома Давидова, который восстановит Храм. Среди людей, угнанных в рабство, вырванных из привычной среды, потерявших семьи, пораженчески-успокаивающая фаталистическая философия евангельских проповедей о, в целом не замеченном "в своем отечестве" неудачном явлении Машиаха из Нацерета, и отрицание необходимости соблюдения множества жестких иудейских ритуалов (мицвот) нашла благодатную паству. Именно тогда, в I-II веках н.э.истинный основатель раннего христианства апостол Павел носился по восточной части Римской империи и интенсивно создавал все новые и новые тайные общины своих единомышленников.
В самом же Риме, в целом веротерпимом, раннее христианство, которое в глазах римлян не отличалось от иудаизма, и воспринималось таинственной религией зловредного, жестковыйного народа-врага, испортившего при покорении его немало крови римлянам (как в прямом, так и в переносном смысле), жестоко преследовалось. В правление императоров Тита и Домициана принимались антииудейские законы, например, закон, запрещающий членовредительство, т.е., "брит-милу", обрезание. Для иудео-христиан это не составило, правда, больших проблем, их гибкие идеологи, поднаторевшие на разного рода разъяснениях, объявили, что Иошуа-а-Ноцри, Машиах, принявший от римлян мучительную смерть на кресте, тем самым совершил завет с Богом ("брит-милу") для всех своих последователей и их потомков...
За следующие два столетия развитие разрозненных христианских сект на обширном востоке Римской империи: в Египте, Греции, Малой Азии, Сирии происходило еще довольно изолировано друг от друга, и они воспринимали многое от языческих религий галута (рассеяния). Например, если в рукописях Кумрана, принадлежавших предхристианской секте ессеев и датируемых II-III вв. до н.э., есть много общего с морально-идеологическими проповедями Иисуса, то там нет ничего из евангельской фабулы о распятии и, главное, о чудесном воскресении. Сюжет о распятии мог появиться уже в подвластной римлянам Иудее, тем более, что он исторически конкретен: Понтий Пилат и другие прокураторы казнили по этой садистской технологии немало возмутителей спокойствия, пророчествовавших в неспокойной Иудее. Воскресение явно навеяно вавилонской и египетской мифологией... И так далее...
Но в конце концов распространение раннего христианства, его объединение и централизация привели к тому, что внутри Римской империи, в основном, в восточной ее части сложилась независимая идеологическая организация, которая к началу IV в. н.э. имела четкую иерархичекую структуру и идеологическую основу - четыре канонических Евангелия, выбранных в течение нескольких десятилетий работы Никейского Собора из сотен различных текстов, до того времени используемых в раннехристианских сектах.
А Рим в то время уже приходил в упадок. Его граждане зажрались, им надоело творить, завоевывать и защищать завоеванное и созданное. Постепенно Рим изнутри захватывался рабами, от которых все сильнее и сильнее зависели становящиеся немощными свободные граждане, несмотря на неограниченную власть над телами и, как им казалось, душами, своих рабов. Все больше рабов, пригнанных из разных стран, тем или иным способом добивались успеха, богатели, покупали свободу, и страх перед массовостью этого являения угнетал римскую аристократию.
Кстати, нынешние итальянцы - это в массе своей - потомки тех самых рабов и последующих гуннов и варваров, у которых, как я понимаю, не было обета полового воздержания на оккупированных территориях. Есть, конечно, в них и доля крови каких-нибудь древних латинян, настоящих римлян, но она невелика... "Чья б корова мычала!.." - скажут мне, еврею. Да, в нас тоже немало понамешано, это легко увидеть, понаблюдав несколько минут прохожих на какой-нибудь бойкой иерусалимской улице: привычный по прежней жизни ашкеназийский типаж - далеко не единственный. Но мы, несмотря на двухтысячелетнее рассеяние, сумели сохраниться как народ, нас сплотили: с одной стороны - Тора, а с другой - антисемиты. Те из нас, кто верует в Бога, продолжает молиться тому же
Богу, что и Моше-рабейну, Богу Израиля. Нашими праздникими - не стали праздники Марса, Изиды, Перуна, не Рождество, не Курбан-байрам и даже не Новый год (о чем лично я, человек светский, сожалею). Мы отмечаем важнейшие исторические и идеологические вехи нашего древнего народа. Этим могут похвалиться потомки древних египтян и вавилонян, персов, греков и римлян? Нет, вместо праздников Аполлона, Марса, Иштар и Изиды они отмечают Рождество или Курбан-Байрам. Народы эти, имеющие, конечно, биологические связи с людьми, в древности населявшими их ареал, и с непременным следствием тысячелетий истории - безусловной генетической мешаниной других этносов, потеряли, в отличие от нас, духовно-идеологическую связь со своими далекими предками, и, по сути дела, лишь приторговывают следами их пребывания, случайно оказавшимися перед взором или под ногами новых поколений...
Позволю себе небольшое отступление по поводу истории. Мне кажется неправильным ее традиционный географический уклон. Я думаю, что вместо изучения процесса проживания разных народов в какой-то географической области (типа какой-нибудь "Истории народов Узбекистана"), вместо истории государств типа "Истории СССР", куда без излишнего формализма, кроме нескольких десятилетий государства, действительно просуществовавшего под вывеской "СССР", намешали столетия предыдущих государств и формаций, существовавших на этой географической территории, в основном, относящиеся к русскому народу и некоторым, в основном, славянским его предшественникам, следовало бы изучать историю каждого народа-этноса, его рожденние, развитие, зрелость, старость и смерть, ибо судьба этносов напоминает жизнь биологических организмов...
С тех пор, как я по-дилетантски, т.е., для личного удовольствия и без нажима извне, заинтересовался историей, то в силу своей математической испорченности и привычки искать количественное выражение статистических закономерностей, и отчасти под влиянием Л.Гумилева, определившего средний срок жизни этносов в 1000-1200 лет, заметил, что для вершины состояния народа, периода его зрелости, история отпускает, в среднем 150-250 лет, и это - вне зависимости от народа, места, времени, социальной формации. (В скобках замечу, что я, как и большинство, людей воспитанных в европейской традиции, не замечаю такую малую деталь земного населения как китайцы и, вообще, дальневосточные народы с их аномальными, на наш взгляд, религиями, традициями и историями!). Примерно двухвековой срок прошел между воцарением Давида и отделения Израильского царства от Иудейского, два века процветала древняя Греция, первые века старой и новой эр - вершина Рима, XV-XVI века - расцвет Венецианской республики, XVIII-XIX, начало ХХ веков - звездный час Великобритании, на полвека позже началось и в начале ХХ же века закончилось мировое величие Франции, XIX-XX века - пик России-СССР...
Вернемся же к Риму. Через 250 лет после разрушения Иерусалимского Храма Рим был уже не тот. Народные настроения, расшатанные восстаниями рабов, все более усиливающимися агрессиями варваров со всех сторон огромной империи, стали сродни унынию иудеев, не сумевших одолеть римскую военную машину. И значительную долю граждан составляли уже "новые римляне", выходцы из провинций и, вообще потомки бывших рабов. Среди них было немало христиан с их скромными, по римским меркам, религиозными ритуалами, с фаталистически-терпеливым восприятием настоящего и настроем на светлое будущее в Царстве небесном, а также с сознанием того, что их Пантеон, т.е., бывший единый Бог евреев, превратившийся у них в Троицу, а также Божья Матерь, святые апостолы и местные святые великомученики, стал сильнее римского Пантеона - всех этих Юпитеров, Марсов и Венер. Население Рима, становившееся все менее латинским по крови, постепенно разочаровывалось и в религиях римлян. И наступил момент, когда верха уже не могли, а низы уже не хотели... Император Константин признал христианство государственной религией Римской империи и для большей надежности перенес столицу империи поближе к истокам новой религии, подальше от языческого Рима, на стык Европы и Азии, скромно назвав новую столицу Константинополем.
Но многовековая римская ментальность, выросшая из греческой гармонии и красоты, помноженной на гром римских военых побед по всей известной тогда Ойкумене, требовавшая громадности, помпезности и пышности обрядов, никуда не делась, и тут произошло собственно, рождение христианства - последняя трансформация когда поглощенная языческой ритуаликой пилюля-мутант иудаизма, создала в язычестве новую мутацию, называемую ныне христианством.
Непознаваемому евреями Богу придали привычный образ Юпитера. Юнону приодели и объявили Пресвятой Девой. Из Венеры, также прикрытой, сделали Марию Магдалину и т.д. Главное - инфраструктура - огромные храмы римских богов со всем имуществом переоборудовались в церкви. Под новые обряды приспосабливалась отработанная веками языческая храмовая ритуалика. Граждане Рима, в массе своей варвары, с удовольствием сбрасывали с пъедесталов прежних богов... Но все это продолжалось достаточно недолго, на Рим со всех сторон обрушились еще более страшные разрушители, и к концу V века от него остались только руины. Новая же религия продолжала развиваться и здравствовать на своей прародине - Восточной Римской империи и поддерживать духовно жителей разрушенной Западной, постепенно распространяясь по всей варварской Европе...
...Впоследствии церковники немало потрудились над тем, чтобы привить пастве, в массе неграмотной, не понимающей умерших латыни и древнегреческого, на которых монопольно в течение столетий переписывались Библия, книги отцов церкви и велись богослужения, во-первых, идей об отсутствии генетической связи христианства с иудаизмом, во-вторых идей воинственного противопоставления христианства иудаизму, т.е., говоря по простонародному: "Эти жиды нашего Христа распяли".
Я, например, лично был знаком с жившей под Ташкентом православной бабкой из столыпинских переселенцев, которая ходила консультироваться к священнику Троицкой церкви по поводу утверждения ее дочери, что Христос был евреем. Получив у батюшки утвердительный ответ, бабка возмутилась: "Вот, сволочи, свояка-то они распяли?!". Хотя, я думаю, что ей, выросшей и прожившей жизнь при советской власти и наверняка худо-бедно читавшей по-русски, доступны были русские тексты Евангелий, книг, в общем-то небольших (правда, вопрос, а просто ли было их добыть тогда, при Сталине или в начале шестидесятых?) для того, чтобы самостоятельно понять, кем был Иисус, и кто его распял.
Для католиков-итальянцев вопрос о распятии Христа должен быть, мне кажется, еще гораздо более болезненным, чем для православных русских, просто унаследовавших уже через столетия канонизированную церковью антисемитскую концепцию. Ведь, в Евангелиях ясно написано, и в них в этом смысле нет никаких фантазий - таково на самом деле было распределение власти в провинции Иудея, что Иисуса казнили римляне, т.е., единственно признаваемые итальянцами предки их народа. Поэтому именно в Риме из комплекса вины, из желания переложить ее на чужую голову, возник навет на евреев, от которого сумел публично отказаться лишь нынешний католический Папа (православная церковь, кстати, в этом вопросе продолжает стоять в средневековой позиции). Именно в Риме и Италии церковь рождала новые мифы и создавала новые кумиры, чтобы показать римское, аппенинское происхождение христианства и максимально затушевать его иудейские корни. Центром христианства стали не Масличная гора или Храм гроба Господня в Иерусалиме, а собор св.Петра в Риме, где находится могила этого апостола, по легенде растерзанного львами в Колизее. Когда в VIII в. мусульмане захватили Нацерет, родину Иисуса, возникла легенда о самоперенесении находившейся там церкви Благовещения прямо в Италию и т.д., и т.п. Даже гении Ренессанса - Леонардо, Микеланджело, безусловно, высокообразованные люди, в своих работах на Гензаказчика - католическую церковь, следовали этой традиции. Но об этом дальше...

     Ватикан


...Сикстинскую капеллу нам удалось осмотреть довольно подробно. Несмотря на то, что зал был переполнен, нам даже удалось дважды присесть в разных концах его, и мы пробыли там более часа. Я, наверно, опять же должен быть распят или побит камнями, но при осмотре в башке моей крутились понятия "кич", "ленинский план монументальной пропаганды" и воспоминания о всяких правнучатых племянниках этого жанра искусства типа сталинских станций московского метро и нагромождений Ильи Глазунова. Вот уж где связь времен! Неоязычество тысячу с лишним лет спустя! Идиотский комикс, куда намеревались запихнуть оба Завета, не поскупившись на место и для особо отличившихся ближайших пап и даже чисто языческих персонажей типа Сивиллы Лив ийской...
Но вот, что, действительно, давно влекло меня к этому плафону площадью в несколько сот квадратных метров - фрагмент с микеланджеловским пророком Ирмиягу (Иеремией). Смотришь на него, и удивительно - единственное человеческое лицо случайно затесалось среди этого псевдоантичного комикса. Не понимаю, куда смотрела цензура? Сидит мужик и страдает. Очень даже естественно страдает. И о чем страдает? А о том, что "Иегуда переселился по причине бедствия и тяжкого рабства, поселился среди язычников, и не нашел покоя... Мы сделались сиротами, без отца; матери наши, как вдовы... Жен бесчестят на Сионе, девиц - в городах Иудейских... От того, что опустела гора Сион, лисицы ходят по ней..." . В общем, полный перечень преступлений римских агрессоров против мирного еврейского населения, хоть подавай в Международный суд по военным преступлениям в Гааге! Но, видимо, католики римляне-итальянцы, спустя полторы тысячи лет после разрушения Храма полностью абсорбировали и Ирмиягу, и его плач его по Иерусалиму, и воспринимали плач этот как аллегорию, относящуюся к разрушенному Риму? Короче, самый интересный в моих глазах фрагмент капеллы из нее как-то выпадает.
Разумеется, я опять-таки не навязываю никому своего мнения. Никто не осмелится заявить, что Сикстинская капелла это - не великое произведение, хотя бы из-за ее размеров и трудоемкости. А имена ее создателей: Перуджино, Ботичелли и Микеланджело и многовековая реклама! В Италии каждая торговая точка завалена изображениями двух сидящих на Сикстинском потолке лукавых ангелочков (бывших Амурчиков) и рук Боженьки и Адама с одного из плафонов, в виде открыток, коробок, фартуков, маек и еще черти чего! Многовековой опыт показывает - покупают, а раз покупают, - значит нравится, а раз нравится в таких масштабах, - значит, шедевр. И попробуй вякни что-нибудь против, распнут без суда и следствия...

     Флоренция


...Конец галереи, противоположный реке, вывел нас на Пьяцца Синьория, где рядом с Палаццо Веккиа стоит микеланджеловский Давид, слепок с которого украшает московский музей им. Пушкина. Правда и тот Давид на площади - копия, а настоящего для сохранности переселили в галерею Академия. Справа от скульптуры Давида еще одна - Геркулес, победивший Какуса, а слева - фонтан с Нептуном. ТАНАХический еврейский царь Давид в микеланджеловском исполнении спокойно вписывается в компанию этих языческих персонажей. Он так же гол, необрезан и мускулист. Был недавно курьез с этим Давидом у нас в Иерусалиме. К трехтысячелетнему юбилею города руководство то ли Италии, то ли Флоренции решило подарить иерусалимской мэрии копию с микеланджеловского портрета основателя Святого Города, но у нас этот подарок не приняли из-за уж больно нееврейского характера микеланджеловского изваяния...
Дополнение 29.04.01. Буквально, не успел написать предыдущий абзац, как телевизор сообщил, что некий американец купил в Италии копию Давида (уж не ту ли, отвергнутую иерусалимской мэрией?) и установил статую у своего магазина. Так его соседи через суд добились, чтобы хозяин Давида одел на него набедренную повязку. Ну каково?
... великие флорентийцы Данте, Петрарка и Бокаччо написали свои книги, ставшие мировой классикой, язык Данте был канонизирован и принят по всем Аппенинам, как стандарт итальянского языка, что стало одним из шагов к рождению итальянской нации.
В это время двоякую роль сыграла и католическая церковь. Во-первых, она, несмотря на суровую аскетичность, под видом христианских реликвий сохранила в своих храмах и монастырях осколки прежней разрушенной языческой культуры, в частности, достигшие высокого совершенства древнегреческие и древнеримские технологии изобразительного искусства, к тому времени утерянные и забытые новой варварской цивилизацией. Но будучи косным Гензаказчиком, церковь устанавливала стандарты исполнения и тематические ограничения, которые творцам обойти было крайне сложно. И все же, время брало свое, ведь между церковной проповедью и реальной жизнью был большой зазор. Сравните героев и коллизии "Декамерона" с героями и коллизиями предхристианского "Золотого осла". Что изменилось в народной морали за тысячу с лишним лет христианства между временем Апулея и временем Бокаччо? Язычники как не воспринимали Десять Заповедей, так и не приняли их всерьез. Христианство все более отдалялось от своих, рожденных в безводных пещерах Мертвого моря истоков...
И, как водится в эпохи революционных перестроек, власть имущие были вынуждены "разрешить"! Разрешили использование языческих сюжетов и идолов. Понимая естественную народную тягу к эротике, разрешили изображать ветхо- и новозаветных персонажей сексуально привлекательными и даже обнаженными. Но тоже с ограничениями, своеобразная цензура нравов! Интересующиеся могут сопоставить ренессансные образцы ню с античными, например, в календаре "Писи", специально посвященном этой теме искусства и продающемся в каждом киоске Флоренции. Древние ваятели явно были свободнее и смелее...
Боже, какой взрыв языческой эклектики получилась из этой "свободы творчества"! И осколками его забиты храмы и музеи Флоренции, да и всей Италии, главные мировые музеи...

 Венеция


...Постояв в очереди, входим в собор. Где-то в его основании покоятся мощи евангелиста Марка, контрабандно вывезенные отчаянными венецианцами из захваченной мусульманами Александрии, где останки этого основателя христианства покоились до того почти тысячу лет. С тех пор Св. Марк был объявлен покровителем города, а его символ, лев, стал символом Венеции. Собор Сан Марко огромен, величав, роскошен. Несмотря на традиционное изобилие разностилевых и разножанровых христианских комиксов, иллюстрирующих чуть ли не всю Библию, на нагромождения изысканнейших драгоценностей, собор не произвел на меня такого удручающего впечатления, как римские. На мой взгляд, это связано с тем, что там не доминирует, а, быть может, практически отсутствует тяжеловесный натуралистический гибрид раннего христианства с язычеством, возникший в эпоху Возрождения. Собор и его украшения традиционно восточного, византийского корня. Это видно и в пятиглавой архитектурной конструкции, символизирующей Иисуса и четырех евангелистов, характерной для православной церкви, и в многочисленных византийских ликах-иконах, далеких от реализма и утилитарности. Греко-православные свободные венецианцы не признавали церковной власти пап, глава церкви по византийской традиции назначался дожем. Константинополь также был достаточно далек, и церковь в Венеции выполняла роль общественного форума, дополнявшего власть дожей и подчиненного ей. Повидавшие большой мир динамичные венецианцы, были, вероятно, самым вероплюралистским, если не сказать, секулярным, народом Европы. Поэтому многие символы собора Сан Марко - откровенно языческие и они не столько из христианства, сколько из венецианской жизни и истории, в особенности это относится к многочисленным изваяниям животных: львов, символизирующих Венецию, могучих скачущих коней, показывающих ее силу, к изобилию позолоты и драгоценных камней, демонстрирующих богатство города, и т.п...
...Следующее утро мы посвятили пешему осмотру северных венецианских островов. Доплыли до "стационе Маркуола" и оттуда, следуя за указателями, пошли в сторону Гетто Ново - первого еврейского гетто в Европе, изобретенного венецианцами в благодатном для них XVI веке. До этого евреи селились, по-видимому, компактно, на южном острове Джиудека, обращенном к морю (отсюда, видимо, и его название). О причине переселения евреев в район литейных производств ("гетто" - по-итальянски - "литье") я ничего не слышал и в имеющихся у меня книгах не читал, ибо книги эти - переведенные с итальянского или английского издания, рассчитанные на русских туристов, которым эта информация, как минимум, "до лампочки"...
Я полагаю, что венецианцы создали гетто не столько для ущемления местных Шейлоков, а, может, и вовсе не для них, а как изолированный лагерь для беженцев-сефардов, изгнанных из Испании в 1492 году и кочевавших по всей Европе, в первую очередь, по ее югу. Очень вероятно, что с точки зрения благополучных венецианцев нашествие десятков, а может, сотен тысяч разоренных, обездоленных и, наверняка, озлобленных иноверцев, не имеющих доступа в папские владения, где свирепствовала та же самая инквизиция, что уничтожала их в Испании, представляло в глазах местных жителей реальную опасность, и они, приняв испанских евреев, все же создали закрытую зону для их поселения. Возможно, что впоследствии туда же вытеснили мистера Шейлока и компанию...
Сегодня Гетто Ново - часть венецианского музейного комплекса под открытым небом, предназначеннная для туристов вроде нас, по той или иной причине интересующихся иудаикой. Мы следовали за итало-ивритскими указателями по маленьким узким улочкам, переходя с островка на островок по горбатым мостикам над узкими периферийными каналами, лишенными набережных и тротуаров и обрамленными стенами домов, торчащих прямо из воды, мимо магазинчиков, куда с грузовых моторок подавали привезенные для продажи продукты, мимо рыбных лавок, заваленных всевозможными дарами моря и соответственно благоухавших. Кое-где над каналами между окнами или балконами противоположных домов были протянуты веревки, на которых сушилось белье. Живой неореализм полвека спустя!
И вот мы у цели, на Кампо (т.е. "Лагерь"!) Гетто Ново. На некоторых из домов - мемориальные доски с именами евреев-спонсоров этого мемориала. Городская синагога, в это раннее время еще закрытая, и видимо, старая, небольшая. В путеводителе написано, что в Венеции сейчас практически нет еврейского населения, последних отправили в Заксенхаузен еще в 1943 году. На старинных стенах, ограждавших гетто, несколько мемориальных досок, посвященных этому событию: поминальная молитва-кадиш, имена жертв, барельеф, изображающий посадку несчастных в теплушки... Очередная толпа буйных школьников, которых с утра пораньше привели на экскурсию. Хорошо, что здесь не забывают рассказывать о Холокосте... В окне одного их домов плакат ХАБАДа с равом Шнеерсоном, умершим в 1994 году и объявленным его последователями новым царем-Машиахом. Это уже почти, как в Иерусалиме. Для полного комплекта неизвестно откуда появляется типичный молодой хабадник в лапсердаке и шляпе, надетой на кипу, с пейсами до плеч и с чудным огненно-рыжим ребеночком лет пяти, тоже с длинными пейсами и в кипе. Не местные - разговаривают по-английски. Неужели какие-нибудь туристы из Нью-Йорка?..
А вот и кошерный магазинчик. Товары итальянские, но есть и израильские, вина, например. Как говорится, в Тулу с самоваром, а в Италию - с вином... Рядом сувенирный магазин - иудаистская тематика и венецианская технология - стекло, в основном. Всевозможные подсвечники, кубки, другая посуда с еврейской симфоликой, маген-давиды. В витрине смешные фигурки, изображающие сефардских и ашкеназийских религиозных евреев в типичных традиционных одеждах. Интересно, как согласуется характерная для Италии традиция натуралистического ваяния с галахическим запретом на изображение человека и животных? Впрочем, и в Иерусалиме, в очень религиозном районе, в сотне метров от Стены Плача торгуют сувенирными еврейскими куклами...

     Милан


...В среднего размера зале церкви - трапезной, расписаны две противоположные стены: на одной "Вечеря", на другой, созданое в те же времена "Распятие" Дж. Монтрофано. Конечно, "две большие разницы". У Монтрофано, хоть и видна "проспектива", письмо архаично, этакая декорация на религиозную тему в стиле "образов". Фреска Леонардо более жива, буднична и естественна. Явно, что Леонардо был на голову выше современников, и я, возможно, смог бы лучше воспринять его картину, если бы это не была именно "Тайная вечеря".
Ну, хорошо, в отличие от меня, Леонардо не довелось побывать в той комнате над гробницей царя Давида, где, по преданию происходила вечеря, и он представлял помещение совершенно не таким закрытым и маленьким, какое оно есть, а с окнами и гораздо большим по величине. Ладно. Но ведь он изобразил верующих евреев на пасхальном седере. И вот сидят они у него с непокрытыми головами, а на столе разбросаны категорически запрещенные Торой для празднования Песаха хлеба и булки, и нет мацы!.. Я не думаю, чтобы Леонардо не был знаком с обычаями евреев или не имел возможности ознакомиться с ними. Просто, они не были ему нужны. Леонардо, Микеланджело и другие титаны и мелкие сошки гуманистического Возрождения были плотью от плоти своего народа и с молоком матери раз и навсегда всосали его заблуждения. Для них, образно говоря, "Христос родился в Эболи", и его, по сути, межпартийная, но внутриплеменная борьба с фарисеями, виделась их глазами, как борьба родимого предка-римлянина со зловредными иудеями...
Могучая и живучая древнеримская языческая культово-культурная традиция, родившаяся два с четвертью тысячелетия назад, и в основе которой лежат, прежде всего, эклектика, напыщенность и гигантомания, пережив и взлеты, и упадок, и сам Рим, и свое Возрождение, и порожденный ею же классицизм, снова ярко вспыхнула во второй половине XIX, и особенно, в тоталитарную эпоху ХХ века в диктаторских странах, прежде всего, на своей родине - Италии, а также в Германии и СССР. В этой традиции постороены и дворец Витториано в Риме, и миланский вокзал Стационе Чентрале, и торговый центр им. Витторе Эммануэле, и гитлеровские стадионы и дворцы съездов, и сталинские станции московского метро и первая десятка московских высоток. Ее содания - Крещатик, разные триумфальные арки: в Париже, Москве, Питере. И сегодня эта традиция живет в многометровых псевдоисторических лубках Ильи Глазунова.
Но вот мне, грешному, искусство это не нравится. Вот и все...

     И, наконец...

...Большая часть того, что мне хотелось бы написать здесь, само собой выплеснулось выше, в контексте моих заметок. Как-то так вышло, что все наши заграничные поездки пока что приходились на страны, тесно связанные с еврейской историей, и где принцип "юденрайн" нынче полностью или в значительной мере реализован. Италия относится к таким, где сегодня практически нет евреев. Гитлеровские этнические чистки и образование Израиля, куда уехали чудом уцелевшие в Катастрофе евреи (наш домком, дед Ицхак Мизрахи, например), привели к тому, что в Италии, и так никогда не страдавшей от еврейского засилья, наших соплеменников практически не осталось. Не востребованы огромные синагоги в Риме и Флоренции, возведенные на волне либерализма, формально давшего итальянским евреям равные гражданские права в конце XIX века. Эти синагоги, в традиционной для Италии церковной архитектуре, лишь крестов не хватает, превратились в обычные туристские объекты, торгующие иудейскими сувенирами и живущими за счет этой торговли и платы за вход, а ходят туда, в основном, израильтяне и американские евреи. Вспоминаю в связи с этим каирскую синагогу, где служб не бывает, так как невозможно собрать миньян (в 20-миллионном Каире в 2000 году жило всего 16 евреев обоего пола), но у входа побираются мусульмане-нищие, а также - маленькую, приветливую ашкеназийскую синагогу в Париже, где мы праздновали Пурим в 1999 году, и которую еще посещают немногочисленные местные евреи.
Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что еврейское влияние на культуру и жизнь страны в Италии было гораздо меньше, чем в средневековой Испании, кайзеровской Германии или России-СССР. Возможно из-за темноты своей, но я о нем ничего не знаю. Угнанные в плен после уничтожения своего государства два тысячелетия назад, евреи, видимо, не очень-то прижились на Аппенинах, хотя основание еврейской общины в Риме датируется временами востания Маккаби. Потоки беженцев расселились по периферии Римской империи: в Египте (в который раз!) и Северной Африке, на Балканах. Потомки евреев-рабов просочились впоследствии на Пиренейский полуостров, Сицилию и варварские страны к северу от Альп. А на Аппенинах житья евреям не было. Сначала со стороны римлян на них обрушилась злоба победителей, потерявших немало крови при покорении жестковыйного народа, затем историческая память римлян подготовила плодотворную почву для зоологического церковного народного антисемитизма. Евреям оставалось либо ассимилироваться, либо бежать, либо погибнуть.
В XVI веке свободолюбивые и, возможно, гуманные венецианцы изобрели гетто, и это ноу-хау быстро внедрилось в Западной Европе. В Рим после 1492 года нахлынула волна изгнанных евреев из Испании и Сицилии, которая тогда была под испанской короной. Папа Александр вначале воспротивился проживанию евреев в своих владениях, но потом был найден компромисс - для евреев создали огороженную резервацию, названную по венецианской традиции - гетто, откуда они имели право ограниченного выхода в город, причем с отличительным знаком - желтой звездой Давида. По воскресеньям евреи обязаны были ходить в церковь на проповедь католического священника... Не удивительно, что при такой жизни среди итальянских евреев не появились свои Д'Израэли, Ротшильды, Мендельсоны, Гейне, Менделеевы и Мечниковы (возможно, кому-то не понравится список, состоящий сплошь из выкрестов, но гены и мозги этих людей были еврейскими, и они использовали перемену веры не для борьбы против соплеменников, а как реальный в Германии, Англии, Франции и России шанс проявить свои недюжинные способности, и тем самым прославить еврейский народ!). В Италии, видать, и такой возможности не было. И в этом смысле Италия напоминает мне скорее Египет, чем Испанию, в которой и через 500 лет после наступления эпохи "юденрайн" хорошо видны следы мощного еврейского влияния.
А в Италии, кроме тех крупиц иудаики, о которых я писал, да выражающей глубокие народные чаяния надписи спреем на стене дома в Тиволе "Fini Ebrei!", видимо "Конец евреям!", ничто об еврейском присутствии уже не напоминает.
При нашей жизни исчезла огромная польская еврейская община, и "юденрайн" стали восточноевропейские страны. Основная масса евреев покинула СССР и страны-осколки империи за последние 12 лет. Наверно, еще лет через 10-20 "юденрайн" станет вся территория от Балтийского моря до Тихого океана, и от Полярного круга до Памира: последние евреи либо уедут, либо ассимилируются. И только в России останется картографический курьез под названием "Еврейская автономная область" - абстрактный символ типа Каирской синагоги, да недобрая и завистливая народная память о всяких гусинских, березовских, клебановых, абрамовичах... И забыты будем мы, сотни тысяч нас, которые лечили и учили, изобретали и конструировали, сочиняли и открывали новое, строили и защищали эту родину-мачеху с оружием в руках... И это, наверно, к лучшему.

     Иерусалим
     Май 2001-май 2003 гг

Прочтено: 3344