Желающие оказать
благотворительную помощь детям из
детских домов и
интернатов могут связаться с нами по телефону:
+38(048)711-14-95
У нас Вы найдете сотни книг еврейских авторов по разнообразной тематике...
Скачать каталог книг одним файлом.
Справки по телефонам:
Люба: +38(093)1165203, 7026756
Олег: +38(098)4865894
Культуроцид или геноцид?
25/07/2008Борис Шапиро
Арно Лустигер: "Красная книга: Сталин и евреи"
"Это действительно так и было", пишет известный литературовед, эссеист и лирик Ефим Эткинд в своем введении к фундаментальному труду Арно Лустигера "Красная книга: Сталин и евреи" и шестью страницами дальше, "что советско-коммунистические преступления против евреев это другой вид Шоа"
Арно Лустигер (75), переживший Бухенвальд и Аушвиц, стал известен своими публикациями "Евреи в испанской гражданской войне", Сопротивление евреев в 1933 -1945 гг.", и, прежде всего, как издатель "Черной книги". Последняя вышла из-под пера Еврейского Антифашистского Комитета (ЕАФК), члены которого были представителями еврейско-советской элиты. И, хотя мысль о написании "Черной книги" подал Альберт Эйнштейн, и она была написана советскими евреями по поручению правительства и документировала национал-социалистические массовые убийства советских евреев во Второй мировой Войне, книгу не разрешили опубликовать в Советском Союзе.
ЕАФК, основанный в 1942 году, должен был поддерживать Красную Армию в борьбе против нацистской Германии и собрал более 45 миллионов долларов для Советского Союза. В 1952 году в рамках антисемитской травли Сталин разгромил ЕАФК, как якобы шпионский центр мирового сионистского заговора против Советского Союза. 15 ведущих членов ЕАФК, все - верные режиму евреи, были осуждены в умом непостижимом открытом процессе, 13 из них были казнены, остальные приговорены к многолетнему тюремному заключению.
История Еврейского Антифашистского Комитета является главной темой нового замечательного исторического произведения Арно Лустигера "Красная книга: Сталин и евреи", изданного в издательстве AUFBAU в 1998 г., которое публикует историю евреев в России с начала поселения до смерти Сталина с завидной выразительностью и непревзойденной тщательностью.
В воскресенье 17.07.1999 в театре "Берлинский Ансамбль" перед полным залом Лустигер представлял Красную Книгу в беседе с директором Еврейского Центра Германом Симоном и драматургом "Берлинского Ансамбля" Хольгером Тешке, который также прочитал две наиболее важные главы из нового произведения. В презентации принимал активное участие еврейско-украинский поэт, композитор и певец Марк Айзикович вместе со своим ансамблем; они исполняли песни на стихи убитых еврейских лириков. Мероприятие, организованное издательством AUFBAU при содействии Еврейского народного университета культуры и "Берлинского Ансамбля" выразило глубокое сопереживание присутствующих и читателей, и большую актуальность еврейских судеб сталинского времени и еврейского населения России сегодня.
Убийство, психическое и социальное калечение верных режиму граждан, кровожадное преследование евреев как "безродных космополитов" в духе восхваляемого "коммунистического интернационализма", растоптанная честь, надломленная мораль демонстрируют советскую практику - пишет Лустигер - "Культуроцида" убийственными средствами". Ефим Эткинд дополнил эту ретроспективу рассказом о трагической старости еврейского поэта Бориса Слуцкого, как пример того, насколько глубоко была подавлена человечность даже у носителей гуманизма постсталинской эпохи.
В своей книге Арно Лустигер снова деликатно и тактично задаёт старый вопрос о возможности сопоставления советской политики в отношении евреев с национал-социалистической. На основе опубликованных научных исследований, свидетельств эпохи и, с недавнего времени доступных русских архивных материалов автор приходит к только кажущимся верным заключению, что "культуроцид" Сталина есть якобы совсем иное явление, чем геноцид Гитлера: "Сталин хотел уничтожить еврейскую культуру и национальное самосознание. Гитлер же - евреев как народ". Таким образом, сталинский и гитлеровский антисемитизмы, по мнению Лустигера, не сравнимы.
Действительно, антисемитизм Сталина и антисемитизм Гитлера не сравнимы, но только если пользоваться методом Лустигера, ибо не сравнимы основные определения: Гитлер определял еврейство по происхождению, Сталин - по отметке в паспорте; необходимость преследования евреев Гитлер объяснял теорией рас и их ценности, у Сталина же преследование зависело от внутреннеполитической конъюнктуры и было особенно "четким" образом обоснованно противопоставлением "безродного космополитизма" и "коммунистического интернационализма". Известны также случаи, когда неугодный функционер в рамках партийной дисциплины в Советском Союзе был "разжалован" в евреи, в то время как еврейство в национал-социалистической Германии было всегда делом генеалогии.
То, что преследуемые Сталиным "евреи", как правило, были ассимилированными евреями, которые ни религиозно, ни по убеждениям, ни через еврейскую культуру никак не были связаны с еврейством, стоит в резкой противоположности к преследуемым Гитлером действительно евреям и делает сравнение этих гонений, по-видимому, невозможным. Именно это побуждает Арно Лустигера воспринимать сталинский антисемитизм как "координированное тоталитарное нападение на общество с возрождением антисемитских традиций русской истории". Недостаток рационального объяснения действий Сталина приводит к тому, что многие исследователи употребляют слово "паранойя", особенно если речь заходит о процессе ЕАК или о "Деле врачей".
Для методически корректного сравнения антисемитизма Сталина и Гитлера также не хватает доказанных деяний со стороны Сталина, или, по крайней мере, увертюры к действиям, которые непосредственно могли бы привести к массовому уничтожению евреев (все равно, по какому определению) в Советском Союзе. Может ли быть, что дело это известно, но научно не задокументированно? Возможно потому, что преступники приложили все усилия, дабы не оставить вещественных доказательств? Однако, воздержимся от гипотез! Гипотезы, основанные на эмоциях, слишком часто приводят к необоснованным суждениям.
С полным пониманием того, что изучение уже задокументированных фактов и взаимосвязей не допускает другого заключения, чем то, к которому пришел Арно Лустигер; я сошлюсь для обоснования противоположного мнения с одной стороны на распространенные среди бывшего советского населения сведения о подготовки транспортации евреев из городов и центральных регионов СССР, о чем также многократно упоминалось в беллетристике. О товарных составах, подготовленных для евреев, о построенных бараках, о тюрьмах, освобождённых от заключённых в Москве, Ленинграде, Киеве и других городах в феврале 1953, о разнообразных издевательствах, учиняемых нееврейским населением в ожидании депортации евреев. С другой стороны, я ссылаюсь на свидетельские показания различных людей, с которыми меня столкнула судьба и также на собственные воспоминания. Некоторые из них позволю себе здесь процитировать.
Абрам Григорьевич Соломоник, коммунист, многократно награжденный ветеран Гражданской Войны и Великой Отечественной Войны, пропагандист ЦК Компартии Советского Союза в Ленинграде рассказывал мне в 1960 г., что Сталин (по утверждению его секретаря Поскребышева, с которым Соломоник был лично знаком) рекомендовал уже в 1934 году ведущим функционерам коммунистической партии прочитать "Майн кампф" Гитлера. В особенности, Сталин просил партийных товарищей высказать мнение о "преследовании евреев и об обосновании их преследования".
Анна Лазаревна Блюмкина, вдова расстрелянного в 1934 или 1936 году Карпова, личного секретаря Кирова, рассказала мне в 1961 году, что Сталин в 1928 году обсуждал с Кировым, возможно ли создать нового коммунистического человека, без того, чтобы уничтожить источник прообраза западноевропейского индивидуалистического человека в лице евреев. Еврейство, которое поклоняется Слову и почитает его, могло бы стать серьёзным препятствием на пути коммунистической мировой революции.
Ал ександр Абрамович Ротенберг, бывший начальник отдела в Министерстве Речного Флота, рассказывал мне в 1961 году, что он был в 1952-1953гг. ответственным за координацию сотрудничества с Министерством Железнодорожного Транспорта. Оба министерства должны были предоставить до конца февраля 1953 г. необходимое количество транспортных средств в виде товарных составов и барж для транспортировки 2,5 миллионов человек в Биробиджан. Баржи позволялось использовать лишь в районах европейской части СССР для разгрузки поездов. От коллеги из Министерства Железнодорожного Транспорта А. Ротенеберг слышал, что прибытие в Биробиджан планировалось лишь для 250.000 - 300.000 тыс. человек.
Мои светлой памяти родители знали даже дату планируемой акции: ночь с 11 на 12 марта 1953. Окончательное распоряжение начать осуществление депортации евреев Сталин должен был дать лично утром 28 февраля. Сталин же в это время уже находился в бессознательном состоянии. Он умер (по Авторханову) 3 марта. Официально о его смерти объявили лишь 5 марта. Стоит не упустить из виду, что вечер 11. марта 1953 был канун Пурима, и Сталин сознательно хотел стать Аманом нового времени. Информацию о дате начала депортации моя мать, Берта Моисеевна Горева, получила в конце мая 1952 от одного старого знакомого; ее первый муж был расстрелянный в 1936 году, бывший комендант по безопасности Кремля, Наум Горев-Гурвиц.
В планировании и подготовке всесоюзной депортации евреев были задействованы тысячи людей, ещё за несколько лет до этой акции. Антиеврейские кампании в прессе и открытые показательные процессы должны были обеспечить общественное признание геноцида евреев. Не только слухи, но и точная информация блуждала среди населения больших городов. Мне известны некоторые рассказы из Москвы и Ленинграда. Я хотел бы также рассказать о собственных детских воспоминаниях.
В 1952 г, когда мне было 8 лет, отец позволил усыновить меня нашей русской домработнице, чтобы дать мне возможность выжить в Советском Союзе и спрятал меня до смерти Сталина под прикрытием новой национальности в лечебнице для больных туберкулёзом в 80 км от Москвы. В ожидании нашей депортации соседи поделили нашу мебель уже летом 1952 года. Из-за систематических издевательств старших больных я в течение полугода после моего возвращения вообще не мог говорить, а последующие два года полностью выпали из моей памяти.
Но время перед моим расставанием с родителями я помню хорошо; о том, как русские соседи, сантехник и дворник делили летом 1952 в нашей квартире мебель, спорили о том, кто что получит после нашей депортации. До апреля 1953 года моим родителям приходилось терпеть именные наклейки на мебели, поскольку будущие владельцы постоянно проверяли своё право на собственность и вели друг за другом слежку. Наклейки "Дядя Вася, дворник" на буфете и "Костя Марташов, техник домоуправления" на пианино до сих пор стоят у меня перед глазами. "Вот что, мальчик", - грозил мне дворник Вася, "если кто-нибудь здесь хоть что-нибудь заберет, беги сразу ко мне. Иначе "У-у-у!". Понял?"
Понимание того, что не только национал-социализм, но и коммунизм практиковал геноцид против евреев, не умаляет преступления Гитлера и его единомышленников ни в коей мере. И то, что геноцид - это не исключительно немецкая особенность - это тоже честный и здоровый взгляд. Я твердо уверен, что не генетическая основа, но исключительно идеологии делают возможным такое явление, как геноцид.
Следуя Арно Лустигеру, я тоже хотел бы различать геноцид и культуроцид. Тем не менее, для меня культуроцид в тоталитарном контексте как сталинизма, так и национал-социализма является предтечей и подготовкой геноцида. Сожжение книг и разрушение синагог в нацистской германии это тоже, разумеется, типичные проявления культуроцида.
Тем не менее, значение Красной книги раскрывается не в сравнении двух ужасностей. Каждая из них по-своему невероятна и не укладывается в рамки нормального человеческого понимания. Непостижимость злодеяния в то же время защищает преступников. Из-за неправдоподобности преступлений мы так долго не воспринимаем преступников, пока не становится поздно, даже если злодеи громко провозглашают свои замыслы. Таким образом, история повторяется с небольшими вариациями с евреями, армянами, тутси, албанцами и многими другими.
Ни один человек, ни один народ не застрахован от опасности ошибаться, и как преступник, и как жертва. Разве что читать книги и пытаться проникнуть в их суть, такие, как Красная книга Арно Лустигера, например. Каждая её строчка воспламеняет и каждая из ёё страниц горит. Это действительно так…