Пожалуйста, включите JavaScript! Как это сделать!
 Новости:  Расписание на февраль 2020 (5780г.)...  Файлы:  гл. Рье (Украшение для Лосяша) - 31.08.2019 ... 
Пожертвования
Помощь детям

    Желающие оказать 
    благотворительную  помощь детям из
    детских домов  и
    интернатов могут связаться  с нами по телефону:
    +38(048)711-14-95

Наша библиотека
Бесплатно!

    Справки по телефонам:
    Люба: +38(093)1165203, 7026756
    Олег: +38(098)4865894

Loading

Древний праздник Шаббат.

28/05/2007

Со дней сотворения земли Г-дь подарил этот праздник человеку. Статья рассказывает о некоторых значениях Шаббата. Каждый из нас может принять Шаббат, как благословение и отраду Б-ю или как законнические ограничения. Статья помогает расскрыть для себя смысл Шаббата и принять его как благословение.

Шаббат
«Шаббат для человека, а не человек для Шаббата» (Марк 2:27).
Загадка Шаббата – вещь уникальная. Обычно со словом Шаббат ассоциируются либо отдых (в смысле – делаю то, что мне нравится), либо – все запреты Шаббата: этого нельзя, туда не ходи, этого не носи... Следует сразу сказать, так это то, что смысл Шаббата – не в запретах. Бог никогда не давал законов, чьей целью было бы просто ущемление прав человека. Все данные нам заповеди имеют целью только одно – наше счастье.
Чтобы вы не подумали, что Шаббат имеет отношение только к еврейскому народу и поэтому возможность вкусить этого блаженства никому другому не дано, заглянем в Писание:
«Так совершены небо и земля и воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» Быт.2:1-3.
Здесь описывается время еще задолго до появления еврейского народа. Из людей тогда существовали только Адам с Хавой (Евой), поэтому данное место Писания относится ко всем потомкам этого семейства. Шаббат – единственный день недели, который Бог благословил. Такое не говорится ни о воскресенье, ни о вторнике, ни о пятнице. Для других дней недели в Торе даже самостоятельных названий нет. Все они называются относительно Шаббата: день первый после Шаббата, день второй после Шаббата и т.д. (Кстати, в еврейском календаре это сохранилось и по сей день).
Написано, что Бог освятил (т.е. отделил) седьмой день. Что же тогда произошло? Зачем было нужно это отделение? С тем, что было сотворено в первые шесть дней, понятно. А что в седьмой? В седьмой день и был сотворен Шаббат, то, что мы называем «субботний покой» и то, что ни в коем случае не должно ассоциироваться с отдыхом.
Если посмотреть на землю с высоты птичьего полета, она напоминает муравейник: все куда-то спешат, бегут, торопятся. Зачастую цель разменивается на средство. Мы принимаем Всевышнего в свое сердце (в момент нашего покаяния) и признаем, что существует объективный смысл нашей жизни. Но суета размывает суть, отвлекает нас от цели. Мудрецы говорят: «Не столько евреи соблюдают Шаббат, сколько Шаббат оберегает евреев». А от чего Шаббат оберегает евреев? Шаббат оберегает нас от суеты, от подмены цели средством. Субботний покой – это ни в коем случае не отдых, это покой только от суеты повседневности. Шаббат – это автоматическая обязательная остановка на бегу.
У каждого из нас внутри есть стремление к покою, который мы можем получить только благодаря Йешуа (именно к покою, а не к бездеятельности). Это наше внутренне желание покоя исходит от Всевышнего.
Шаббат оберегает нас и позволяет нам не потерять вкус того, ради чего мы существуем в этом мире.  Шабат – «Миэйн олам hаба», «подобен грядущему миру», это вкус следующего мира. В Шаббат мы можем жить так, будто тысячелетние правление Мессии уже наступило.
Заповедь о Шаббате – одна из 10 заповедей, данных Всевышним еврейскому народу на Синае (четвертая). И, если мы верим, что мы должны соблюдать остальные девять: не поклоняться идолам, не упоминать имя Господа напрасно, не прелюбодействовать, не убивать и т.д., то, что дает нам право пренебрегать этой?
Десять заповедей были даны дважды: первый раз у горы Синай, сразу после перехода через Красное море, второй раз – через сорок лет, перед вхождением в землю обетованную. И каждый раз рассматривался другой аспект Шаббата:

  1. Шаббат как напоминание о сотворении мира.

«И изрек Бог все слова сии, говоря: Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах  твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его». Исх.20:8-11
Бог – не человек, который устает и нуждается в отдыхе. То, что написано – это пример для нас. Точно так же, как Всевышний прекратил сотворение физических объектов в седьмой день, человеку следует в этот день прекратить всякую созидательную деятельность. Этим мы не только славим Бога, но и следуем Его примеру. Тем самым мы подтверждаем, что мир не принадлежит нам, что Всевышний — Хозяин и Творец Вселенной. Это проявление нашего уважения к Господу, символ того, что все возвращается к истинному Владыке.

Шаббат как напоминание об Исходе из Египта
«Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор.5:12-15)
Одна из причин соблюдения субботы – необходимость помнить о том, что мы были рабами в Египте, и Всевышний вывел нас оттуда, чтобы мы получили Тору на Синае. В Египте мы были рабами. После Исхода – стали свободными. Шаббат символизирует выход из физического рабства к духовной свободе. Шаббат – самый яркий признак проявления Истинной Свободы. Весь субботний день мы устраиваем отдых телу и даем работу душе, заботясь лишь о духовном росте. Только по-настоящему свободный человек может позволить себе отринуть заботы о материальной стороне человеческого существования. Раб же не имеет права даже на день объявить, что он не участвует в какой-либо деятельности. Шаббат напоминает нам, что мы не подчинены людям. Он подчеркивает свободу человека, его души и разума. Также Тора предписывает дать отдых в субботу слугам, наемникам-иноверцам и даже скоту.
Многие ли из нас, затянутых в круговорот каждодневных хлопот и забот, способны остановиться и сказать: «Да, у меня пропасть дел. Но на ближайшие сутки я хочу быть свободным человеком. Я отвернусь от всей мирской суеты и не буду заниматься ничем, кроме духовного совершенствования»? Так еженедельно поступает тот, кто соблюдает субботу. В этот день мы можем на деле проявить свободу, данную нам Мессией: свободу от ветхого «я», от собственного эгоизма, от искания «своего». 
Человек, соблюдающий Шаббат, как бы говорит: «Смотрите, я полон сил и могу трудиться, но Творец заповедал мне не работать в Шаббат, и я готов Его слушаться». Такой подход — лучшее лекарство от высокомерия, возведения своего «эго» в статус абсолютного авторитета («я так считаю, значит, это верно»). В этот день человек останавливает карусель будничных забот, перестает быть работником, начальником, инженером, программистом или дворником. Он становится просто человеком. Наша специальность, наши трудовые достижения, наш ум и способности перестают играть важную роль. В этот день нам не страшны ни возможные неудачи в работе, ни потеря собственного достоинства; ведь в субботу нет начальников и подчиненных, бизнесменов и дворников. В результате Шаббат помогает нам избавиться от страхов и комплексов. В Шаббат у нас нет страха потери контроля: ведь в этот день мы подчеркиваем, что не мы контролируем все происходящее в мире, а Тот, Кто создал этот мир и подарил нам Шаббат. Т.е. Шаббат – это день свободы. В субботу все евреи равны. Каждому полагается день отдыха, даже слуге и наемному работнику. В Шаббат каждый человек – царь. Богатый и бедный вместе молятся и вместе учатся, празднуя субботу. 
Шаббат – это символ завета:
Суббота – не просто одна из многих заповедей Торы. Она – знак вечного союза между Всевышним и Его народом. «И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это - знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки» (Исх.31:16).  Суббота — это благословение. Чтя ее, мы обновляем союз с Богом и подтверждаем нашу готовность служить Ему. Это – знамение на веки, которое никогда не прекратится. Поэтому:
«Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от своих» (Евр.4:9-10).
Мессия предлагает нам переживать истину Шаббата и в нашем ежедневном хождении: «Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас» (Мтф.11:28). Пусть духовный покой в Йешуа будет постоянным нашим переживанием, когда мы празднуем Шаббат!
Соблюдай и помни
Рассмотрим, что говорит о субботе Писание:
«Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец» (Исх.23:12)
«Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой - суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это - знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх.31:13-17)
 «Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими, и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим» (Иер.17:21,22)
«И если вы послушаете Меня в том, говорит Господь, чтобы не носить нош воротами сего города в день субботний и чтобы святить субботу, не занимаясь в этот день никакою работою: то воротами сего города будут входить цари и князья, сидящие на престоле Давида, ездящие на колесницах и на конях, они и князья их, иудеи и жители Иерусалима, и город сей будет обитаем вечно» (Иер.17:24-25) 
Условие благополучия Иерусалима зависит от вышеуказанных действий.
«И святите субботы Мои, чтоб они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я - Господь Бог ваш. Но и сыновья возмутились против Меня: по заповедям Моим не поступали и уставов Моих не соблюдали, не исполняли того, что исполняя, человек был бы жив, нарушали субботы Мои; и Я сказал: изолью на них гнев Мой, истощу над ними ярость Мою в пустыне; но Я отклонил руку Мою и поступил ради имени Моего, чтоб оно не хулилось перед народами, перед глазами которых Я вывел их. Также, подняв руку Мою в пустыне, Я поклялся рассеять их по народам и развеять их по землям за то, что они постановлений Моих не исполняли и заповеди Мои отвергли, и нарушали субботы Мои, и глаза их обращались к идолам отцов их». (Иез.20:20-25)
Нарушение субботы вызывало гнев Божий и стало одной из причин рассеяния.
«Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей. Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этот, который хранит субботу от осквернения 80; оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла. Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: "Господь совсем отделил меня от Своего народа", и да не говорит евнух: "вот я сухое дерево". Ибо Господь так говорит о евнухах: которые хранят субботы Мои, и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится. И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою, и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем; ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов». (Ис.56:1-7)
Господь обещает благословение тем, кто хранит субботу от осквернения и говорит, что угодно Ему. И Он обещает радость и близость всем не-евреям, которые приходят к Нему, чтобы служить  Ему и любить имя Господа и хранят субботу от осквернения.
«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (Ис.58:13,14)
Б-и обетования для тех, кто чтит субботу, говорят сами за себя.
Йешуа соблюдал Шаббат: «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в шаббат в синагогу, и встал читать» (Лук. 4:16). Он каждую субботу ходил в синагогу, и когда в тот раз Его вызвали для чтения недельной главы, Он прочел соответствующий отрывок из Пророков, где как раз говорилось о Мессии. 
И после смерти и воскресения Йешуа верующие продолжали соблюдать Шаббат: «В следующий шаббат почти весь город собрался слушать слово Божие» (Деян.13:44)«Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три шаббата говорил с ними из Писаний» (Деян.17:2). «Во всякий же шаббат он говорил в синагоге и убеждал иудеев и эллинов» (Деян.18:4).
Шаббат будет отмечаться даже, когда будут сотворены новая земля и новое небо: «Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут перед лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц, и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть перед лицо Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис.66:21-22)
«Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне [равно]. Всякий [поступай] по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает» (Рим.14:5-6). Мы не теряем спасение от соблюдения или несоблюдения Шаббата. Миллионы верующих христиан никогда даже не задумывались над этим. Каждый из нас выбирает для себя перед Господом. Важно, чтобы мы были искренни – не различаем ли мы дни ради Г-да или просто потому, что нам лень и нет желания отказываться от привычного жизненного уклада. Та работа, что мы делаем в Шаббат – это то служение, которого ждет от нас Господь в этот Шаббат или потакание в собственных прихотях и нежелание, чтобы Бог нас в чем-то ущемлял? Суббота навсегда останется еврейским наследием, общим для всего народа. Но в личной жизни только от нас самих зависит, станет ли суббота, один из семи дней недели, – Шаббатом.
Суббота дана первой среди праздников, что говорит о ее важности. Это праздник, который отмечается чаще всех других – 52 раза в год. Шаббат – это день радости, когда едят вкусную еду, поют змирот (субботние песни) и идут в общину. Шаббат становится прекрасным, праздничным островком во времени. Нашим отцам не приедались их субботы и праздники, несмотря на то, что они многократно повторялись в их жизни. Они находили в них каждый раз новый смысл и новое вдохновение, потому что в душе их была свежесть, и праздничная благодать обитала в их сердцах. Если кто-либо не находит смысла в этих праздниках, то это явный признак того, что есть какое-то недопонимание в разуме или пустота и будничность в душе...
Так как же праздновать Шаббат так, чтобы он никогда не приедался?

  Празднование Шаббата

Основываясь на описании сотворения в книге Бытие, Бог определил день в следующем порядке: «и был вечер, и было утро». В связи с этим, по еврейскому календарю день традиционно начинается с захода солнца предыдущего дня. Поэтому Шаббат продолжается от захода солнца в пятницу вечером до захода солнца в субботу.
Подготовка. Для того чтобы с заходом солнца ощутить праздник в полной мере, к нему необходимо подготовиться заранее. Подготовка к субботе подобна подготовке к свадьбе или банкету. Представьте, что к вам должны пожаловать в гости королевские особы. Только обдумывание и планирование этого визита займет недели, если не месяцы. Стол будет сервирован лучшим, что есть в доме и блюда будут приготовлены самые вкусные. То же и приготовление к субботе. Эрев шабат (пятница, канун субботы) и все предыдущие дни рассматриваются как приготовление к банкету в честь Шаббата. Делая покупки, следует откладывать на Шаббат самое лучшее. Мычистим и убираем дом для субботы, моем полы, стелим на стол чистую скатерть, ставим особую посуду, готовим все необходимое (свечи, 2 халы, вино или виноградный сок для Кидуша и т.д.). Также следует привести себя в порядок перед субботой, чтобы хорошо выглядеть, надеть праздничную одежду. И, конечно, все блюда должны быть уже 87;риготовлены. А мужчина еще готовит и комментарий к недельной главе Писания. Также есть обычай перед наступлением Шаббата положить немного денег в ко­пилку для цдаки, на благотворительные цели.
 hадлакат нерот / Зажигание субботних свечей
Перед самым заходом солнца женщина зажигает две субботние свечи и произносит благословение на пламя огня. Женщина зажигает субботние свечи, и это напоминает всем нам, что в нас и в нашем доме светит свет Машиаха. Она прикрывает глаза, и это служит напоминанием о том, что если бы не Руах (Дух Святой), открывающий наши глаза и дающий разумение, мы бы не смогли видеть славу и радость всего того, на что Его свет проливает понимание. Она проводит руками над свечами, как бы распространяя этот свет на весь дом, выражая свое желание, как жены и матери, чтобы свет Машиаха и веселье субботнего покоя распространились в ее доме.
Мессианское благословение во время зажигания свечей:

  1. Барух ата Адонай Элоhейну Мелех hаолам ашер кидшану бэмицвотав вэцивану лэhайот ор лэгоим вэнатан лану Йешуа Машиhейну hаор лэолам

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам быть светом для народов и давший нам Йешуа, нашего Мессию, Свет миру.
Почему мы зажигаем именно две свечи? Есть несколько объяснений, мы остановимся на двух из них. Традиционное объяснение: эти 2 свечи символизируют 2 заповеди: «помни день субботний» и «соблюдай день субботний» (Исх.20:8 и Втор.5:12). Одна свеча символически представляет “помни”, а другая – “соблюдай”. Мессианское объяснение: одна свеча символизирует то, что Бог сотворил свет в самый первый день творения, а другая – Истинный Свет мира – Йешуа.

Кабалат Шаббат/ Встреча Субботы

Встреча Субботы начинается с прославления Б-га: обычно читают Псалмы с 94 по 98 и 28, 91 и 92. Псалом 91 был написан Моше (Моисеем) и его пел хор левитов в Храме во время субботней службы. Пс.92 продолжает тему величия и милости Божьей и описывает Мессианскую Эру – когда Власть Всевышнего над миром будет признана всеми, и Он придет судить тех, кто так долго не был готов принять Его.
Ну вот, Шаббат настал. Мы можем поприветствовать друг друга с этим праздником словами «Шабат шалом!» или на идиш – «Гут Шабос!», что значит «Доброй Субботы!»

Шалом алейхем

Песней “Шалом алейхем”, состоящей из четырех куплетов, приветствуют ангелов субботы. В еврейской культуре существует поверье, описанное в Талмуде. В нем говорится, что с наступ­лением Субботы к еврею домой приходят два ангела – один добрый, другой злой. Если в доме горят свечи и накрыт праздничный стол, добрый ангел говорит: “Дай Б-г, чтобы и в следующую Субботу было так же!” – а злой поневоле отве­чает: “Амен!” Если же в доме не чувствуется приход Субботы, злой ангел говорит: “Пусть будет так же и в следующую Суб­боту!” – а добрый вынуж­ден ответить: “Амен”!» Эта традиция не имеет ничего общего с Писанием, но благодаря ей мы можем петь такую прекрасную песню – «Шалом Алейхем».
     Шалом алейхем, малахей hа-шарет,    Мир вам, ангелы-служители,
     Малахей Эльон,                                     Посланцы Всевышнего,
     Ми-мелех малахей hа-млахим              Святого Царя царей,
     hа-кадош барух hу.                                 Благословен Он.

     Боахем ле-шалом, малахей hа-шалом,  Войдите с миром,
     Малахей Эльон,                                       Посланцы Всевышнего,
     Ми-мелех малахей hа-млахим                Святого Царя царей,
     hа-кадош барух hу.                                   Благословен Он.

     Бархуни ле-шалом, малахей hа-шалом, Благословите меня с миром,
     Малахей Эльон,                                        Посланцы Всевышнего,
     Ми-мелех малахей hа-млахим                 Святого Царя царей,
     hа-кадош барух hу.                                    Благословен Он.

     Цетхем ле-шалом, малахей hа-шалом,  Прощайте, ангелы мира,
     Малахей Эльон,                                       Посланцы Всевышнего,
     Ми-мелех малахей hа-млахим                Святого Царя царей,
     hа-кадош барух hу.                                   Благословен Он.
Биркат hабаним/ благословение детей.
Теперь подошло время благословить детей. Так поступали все патриархи, и в Писании мы находим множество примеров этому. Отец кладет обе руки на голову ребенка и произносит:
Для мальчика: Да сделает тебя Господь подобным Эфраиму и Менаше! (Быт. 48:20)
Для девочки: Да сделает тебя Господь подобной Саре, Ривке, Рахели и Лее!
Да благословит тебя Господь и сохранит тебя. Да  будет благосклонен к тебе Господь и помилует тебя. Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе  шалом. (Чис. 6:24-26)
После этого муж поет жене «Эшет хаиль»(Прит.31:10-31) –«Добродетельная жена», восхваляющую хозяйку дома как идеал женщины.
Кидуш/ Освящение (произносится над вином)
На столе стоит вкусная еда. Даже самый бедный еврей стремиться иметь на субботнем столе самое вкусное. И вот, изрядно проголодавшиеся (перед Шабатом принято не есть) мы еще производим то, что называется «Кидуш». «Кидуш» – «выделение» из обыденности. В Шаббат у нас принципиально иная мотивация всех наших действий. В Шаббат нужно даже походку менять, хотя бы потому, что мы уже никуда не торопимся. В Шаббат у нас принципиально иная точка зрения на все, даже на еду…
Текст Кидуша говорит о связи  Шаббата с Сотворением мира и исходом из Египта.
Кидуш читается над бокалом вина или виноградного сока. Плод виноградной лозы всегда символизировал радость Божьего обеспечения в нашей ежедневной жизни (Пс.103:15). Когда мы поднимаем бокалы вина и читаем благословение Кидуша, мы благодарим Бога за всю радость, которую Он дарует нам, и за радость, что мы верим в Йешуа. Мы воздаем особое благодарение Отцу за нашего Спасителя и шаббатний покой, который мы имеем в Мессии.
Хозяин дома берет наполненный до краев бокал и говорит:
Барух ата, Адонай, Элоhейну, Мелех hаолам, борэ при hагафен.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы.
Благословение над хлебом
Следующим читается благословение над халой, плетеным хлебом овальной формы, который традиционно едят в Шаббат. Обычно на шаббатнем столе 2 халы. Они представляют двойную порцию манны, которой Бог обеспечивал израильтян каждый Шаббат во время странствия по пустыне. «И он сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра. И отложили то до утра, как повелел Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем. И сказал Моисей: ешьте его сегодня; ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле. Шесть дней собирайте его; а в седьмой день - суббота; не будет его в этот день. Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать, и не нашли. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день».  Исход 16:23-29
Эти 2 халы говорят нам о верности Божьей. Нам достаточно просто быть послушными Ему, а Он обеспечит нас всем необходимым.
Халы кладут на блюдо и накрывают специальной матерчатой салфеткой, которая символизирует росу, которая падала на манну. Затем глава стола снимает салфетку с халы, поднимает блюдо так, чтобы все могли его видеть и произносит следующее:
Барух ата Адонай Элоhейну Мелех hаолам, hамоци лэхэм мин hаарец.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, произращающий хлеб от земли.
Кусок халы делится между всеми сидящими за столом. Принято солить халу, что с одной стороны  символизирует соль на жертвах, которые приносились в Храме, а с другой – то, что мы – соль земли (Матф.5:13).
Застолье
В субботу к столу подают рыбные и мясные блюда, лучшее из того, что есть в доме, едят сладости и пьют вино. Традиционными для ашкеназ­ских евреев блюдами являются фарши­рован­ная рыба – «гефилте фиш», горячее мясное блюдо «чолнт», «кугл» – запеканка из карто­феля или лапши. На субботних трапезах за столом сидит вся семья — от мала до велика. Во время трапезы принято петь субботние песни (змирот), создающие особую атмосферу праздника и покоя. Ведутся разговоры на темы, которые обсуждаются в текущей недельной главе Торы (обычно глава семейства даже готовит двар Тора – мини-проповедь на тему недельной главы в легкой форме). Все наслаждаются неторопливым общением. Никто не спешит. Но самое, пожалуй, главное, что в Шаббат в каждой семье царит атмосфера любви, праздника, общей радости. Во многих еврейских семьях принято приглашать на субботние трапезы соседей, друзей, знакомых. Совсем необязательно - верующих. И порой случается так, что именно с Шаббата, проведенного в такой семье, человек начинает возвращаться на путь Всевышнего.
Вкус” Шаббата оставляет незабываемое, ни с чем не сравнимое впечатление. Мидраш (Устная Тора) рассказывает такую историю.
«Однажды в Шаббат император Антонин пришел к раби Иегуде hа-Наси, с которым поддерживал приятельские отношения, и раби Иегуда угостил его чолнтом. Чолнт очень понравился императору, и на следующий день он послал своего повара к раби Иегуде за рецептом. А когда тот вернулся, приказал ему, не откладывая, приготовить это блюдо.
И вот повар подает чолнт императору. Антонин попробовал его и почувствовал, что в нем недостает чего-то очень важного — чолнт, приготовленный императорским поваром, заметно отличался от того, который император ел у раби Иегуды.
Антонин решил, что раби назвал его повару не все ингредиенты. Он послал за раби, а когда того привели, что все было приготовлено абсолютно точно по рецепту.
— Но я же почувствовал разницу! — вконец рассердился император.
Раби немного подумал и сказал:

  1. Пожалуй, ты прав. В том чолнте, который тебе приготовили, отсутствовал главный ингредиент — Шаббат...»

Можно прочесть много книг о Шаббате и услышать много полезной информации, но ощутить вкус Шаббата может только тот, кто его попробовал. 

После трапезы произносится Биркат hаМазон – благодарение после еды («Когда будешь есть и насыщаться, благословляй Господа, Бога твоего за добрую землю, которую Он дал тебе» Втор.8:10), состоящее из 4 благословений:
Первое благословение – За  пропитание; Второе благословение – За  землю;
Третье благословение – За Иерусалим; Четвертое благословение – За доброту Б-га 

Утро Субботы
Шаббат предназначен быть временем поклонения Господу и общения. Важной частью традиции Шаббата является посещение совместных служений поклонения. Со дней Моисея такие служения совершались в скинии и в Храме, чтобы исполнить заповедь собирать «священное собрание» (Левит 23:3). Многие мессианские общины также проводят служения в Шаббат утром. Живое прославление  в духе и истине может заменить чтение определенного набора Псалмов. В это время по-особому ощущается единство общины. Могут варьироваться список молитв и темы шаббатней проповеди. Но, каким бы не было расписание, Писание 87;ризывает нас «не оставлять собрания своего» (Евр.10:25; Левит 23:3). Шаббат дает нам возможность всем вместе сфокусироваться на Творце, Боге Израиля.
После утреннего служения – главная субботняя трапеза. Ее можно провести дома, пригласив к себе друзей из общины, а можно – в гостях. Общение за трапезой в Шаббат помогает развить более глубокую духовную дружбу. После трапезы можно почитать, погулять с детьми в парке (чтобы нагулять аппетит к третьей трапезе) или просто прилечь и отдохнуть, чтобы восстановить силы. Это время размышлений о Боге. Можно остановиться и спросить себя: кто я и куда иду? Чем является для меня жизнь? В чем я поступаю неправильно и как мне это изменить? Это самое подходящее время попросить Бога помочь вам найти ответы на эти вопросы. 
Третья трапеза имеет большое значение; ее смысл не столько в еде, сколько в создаваемой ею атмосфере праздника, покоя и святости. Во время трапезы поют нигуним и змирот, беседуют на темы Писания, делятся полученными откровениями. Конец Субботы близок, праздничное настроение окрашено грустью расставания.
 «hавдала». Это еще одно необычное действо, происходящее на исходе Шаббата. Буквальный перевод «hавдала» – «отличие». «Леhавдиль» – «отличать», «делать разницу». Шаббат начинается и заканчивается зажиганием свечей. Но если в пятницу огонь субботних свечей – символ радости и света Шаббата, то свет свечей hавдалы символизирует возвращение  в повседневный мир будней.
Для того, чтобы выйти из Шабата, достаточно произнести довольно простую формулировку: «Барух hамавдиль бейн кодеш лехоль» («Благословен отделяющий святое от будничного»). Если уже появились 3 больших звезды или 5 маленьких, т.е. день закончился, вы произносите эту фразу, и вы вышли из Шабата.  Во время hавдалы  наполняют чашу вином или виноградным соком до тех пор, пока немного жидкости не прольется, как символ достатка и изо­билия, «льющихся через край»; зажигают особую свечу, у которой есть, по меньшей мере, два фитиля (обычно держать ее доверяют незамужней девушке) и берут коробочку с ароматными веществами (гвоздика, корица или другие, которые вам нравятся).
Традиционный стих, читаемый в это время – Исайя 12:2 «Вот Бог – спасение мое». На иврите «спасение» звучит «йешуа».
hине, Эль йешуати; эвтах вело эфхад, ки ози везимрат-Йа, Адонай, вайиhи ли лийшуа. Ушеавтем майим бесасон мимаайеней-hайешуа! ЛаАдонай hайешуа; аль амха вирхатеха сэла! Адонай ц’ваот иману; мисгав лану Элоhей-Яаков сэла! Адонай ц’ваот, ашрей адам, ботэах Бах! Адонай, hошиа! hаМелех, яанену вейом корену! Лайеhудим hайта ора, весимха, весасон, в’йикар. Кен тиhийе лану! Кос йешуот эса увеШем Адонай экра!
Вот он, Бог, спаситель мой; уповаю на Него  и не страшусь, ибо от Бога – сила моя и песнь моя, и Он даровал мне спасение. Будете вы черпать, ликуя, воду из источников спасения! Наше спасение – от Господа; да пребудет  на народе Твоем благословение Твое вечно! Господь воинств с нами; Бог Иакова – наш оплот вовеки! Господь воинств, счастлив человек, полагающийся на Тебя! Господь, спаси нас! Ответь нам, Владыка, в день, когда мы взываем к Тебе! «И были у иуде­ев светлые дни, и веселье, и ликование, и достоинство». Да будет так и с нами! Чашу в благодар­ность за свое спасение подниму и к Имени Господа воззову!

Мужчина берет чашу в правую руку и произносит:
Барух Ата, Адонай, Элоhейну, Мелех hаолам, борэ при hагафен!
Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотво­ривший плод виноградной лозы!
Потом он берет коробочку с благовониями и произносит:
Барух Ата, Адонай, Элоhейну, Мелех hаолам, борэ миней бсамим!
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Влады­ка вселенной, сотво­ривший аромат­ные вещества!
Он вдыхает аромат благовоний и передает коробочку остальным. Каждый человек трясет коробочку и вдыхает сладость специй, чтобы запомнить сладость уходящего Шаббата.
Затем глава семьи произносит благословение, в котором выражается наша благодарность Вс-му за создание огня – источника света и тепла:
Барух Ата, Адонай, Элоhейну, Мелех hаолам, борэ меорей hаэш!
Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, создав­ший свет пламени!
А затем – заключительное благословение:
Барух Ата, Адонай, Элоhейну, Мелех hаолам, hамавдиль бейн кодеш лехоль, бейн ор лехошех, бейн Йисраэль лаамим, бейн йом hашвии лешешет йемей hамаасэ! Барух Ата, Адонай, hамавдиль бейн кодеш лехоль!
Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, отдели­вший святое от буд­ничного, свет от тьмы, Израиль от [других] наро­дов, седьмой день от шести рабочих дней! Благословен ты, Господь, отделивший святое от будничного!
После того, как произнесено последнее благословение, каждый выпивает по глотку вина из чаши. Потом свечу гасят в каплях вина, оставшихся в чаше.
hавдала завершается пением «Элияhанави» (Илья пророк). Она очень мессианская по содержанию. «Пусть Илия придет вместе с Мессией, Сыном Давидовым».
С заходом солнца в Шаббат вечером начинается новая неделя. Шаббат прошел.
Мы можем пожелать друг другу хорошей недели – «шавуа тов»!

Прочтено: 7661