Желающие оказать
благотворительную помощь детям из
детских домов и
интернатов могут связаться с нами по телефону:
+38(048)711-14-95
У нас Вы найдете сотни книг еврейских авторов по разнообразной тематике...
Скачать каталог книг одним файлом.
Справки по телефонам:
Люба: +38(093)1165203, 7026756
Олег: +38(098)4865894
ЙОМ КИПУР В ПЕРВОИСТОЧНИКАХ
18/02/2009"И сказал Г-сподь Моше... Но в десятый день седьмого месяца этого - День искупления, священное собрание да будет у вас, и смирятся души ваши (постом), и приносите огнепалимую жертву Г-споду. И никакой работы не делайте в самый день сей, ибо это день искупления, чтобы искупить вас перед Г-сподом, Б-гом вашим" (Ваикра 23 26-28)
Человек, искренне раскаивающийся в своей вине перед Б-гом, может быть Им прощен в Йом кипур Но грех человека по отношению к другому человеку Йом кипур искупить не может, если человек не попросил прощения у этого человека и не получил его В Торе говорится, что человек должен быть очищен перед Б-гом ото всех грехов своих
Рабби Акива сказал "Счастлив ты, еврейский народ, перед кем ты очищаешь себя Кто очищает тебя? Это Отец твой в небесах, ибо сказано и сказал Б-г Я должен пролить над тобой очищающие воды" (Мишна)
Если вы обратитесь к тексту Торы, вы найдете там ответы на многие вопросы - в частности, почему Йом кипур так важен для нас, почему мы должны так тщательно готовиться к нему и почему в этот день так много ограничений
Наша эпоха не является эпохой великой веры, скорее - наоборот многие люди чувствуют себя забытыми Б-гом Особенно это относится к нам, на чью долю выпало пережить страшные события не столь далекого прошлого Тем более мы должны стремиться понять, почему евреи не такой народ, как другие, что отличает нас, например, от христиан, культура которых доминирует сегодня в мире Йом кипур дает один из наиболее важных ответов на этот вопрос. Давайте обратимся к истории В первом столетии новой эры и для евреев, и для христиан Храм в Иерусалиме был важной частью их жизни Люди знали, что, согрешив, они должны очистить себя от греха, чтобы получить прощение Например, если человек что-то украл, он должен был не только вернуть украденное но и попросить прощения у того, чью собственность он присвоил Но существует еще одна проблема после того, как человек украл, он - вор Его личность, его душа - запятнаны Как он может стереть это пятно? В те времена, когда в Иерусалиме еще стоял Храм, он должен был принести в жертву животное, таким образом искупая свою вину, жертва символизировала обновление жизни человека
После того как Храм был разрушен, эта традиция исчезла Христианский мир заменил кровь животного, приносившегося в жертву на алтаре Храма, кровью человека из Назарета, принесенного в жертву на новый алтарь
Еврейский народ пошел по другому пути Что может заменить кровь приносимого в жертву животного? Искреннее раскаяние в содеянном грехе, - говорят евреи Это исступленные молитвы, в которых еврей молит
Всевышнего о прощении, о ниспослании долгой жизни и избавлении от грехов и соблазнов совершить его.
Еврей в эти моменты как бы стоит непосредственно перед Б-гом, без посредников. Да они нам и не нужны. Ведь все мы слышали Б-га у горы Синай, мы получили Закон от Него лично. Мы не нуждаемся в искуплении кровью животных - ибо принимаем ответственность на себя. Мы надеемся на прощение, но если Б-г даже и наказывает нас, мы с благодарностью принимаем и это. В Йом Кипур, чтобы заслужить прощение, мы постимся в течение 26 часов - и это, если хотите, наша жертва. В молитве на Рош а-Шана говорится, что искреннее раскаяние и возвращение к Б-гу (тшува), искренняя молитва (тфила) и пожертвование на Б-гоугодные дела (цдака) отменяют суровый приговор Небес.
Наши мудрецы считают, что сама боль признания вины перед Б-гом очищает человека. Мы верим, что каждый еврей может получить прощение и отпущение своих грехов. Обращаясь к Б-гу и раскаиваясь, он признается в совершенном и дает обещание измениться к лучшему.
Обратите внимание на то, что во многих молитвах используется местоимение мы, - не я. Это означает, что каждый из нас несет ответственность за поступки другого еврея.
Я бы хотел, чтобы вы еще раз обратились к первоисточнику. Мы созданы по образу и подобию Б-га. Это значит, что каждый из нас наделен святостью, интеллектом, а также свободой выбора. Это значит, что каждый из нас может выбрать путь, чтобы измениться к лучшему. Вы вовлечены сегодня в процесс обновления, и вы лучше других можете понять, как это важно - искупление грехов прошлого, в которые вы невольно были вовлечены. Все мы унаследовали из прошлого определенные понятия и нормы поведения, и мы проходим теперь процесс очищения от старого для того, чтобы с обновленной душой войти в новую жизнь и новое общество. Вы сейчас находитесь в ситуации, когда можно начать все сначала. У нас есть святое место - это синагога, бейт-кнесет. Даже если вы полагаете, что вы человек неверующий, это не значит, что вы не можете прийти в синагогу. Это не так. Достаточно того, что у вас появится желание быть вместе с другими евреями. Я с нетерпением жду встречи с вами в синагоге.
К главному меню
СУККОТ
И сказал Г-сподь Моше так: "Говори сынам Исраэлевым следующее: в пятнадцатый день седьмого месяца сего - праздник кущей, семь дней Г-споду... ...в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете
плоды земли, празднуете праздник Г-сподень семь дней: в день первый - покой и день восьмой - покой. И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (этрог), ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь перед Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней. И празднуйте этот праздник Г-споду семь дней в году: (это) устав вечный в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его. В кущах живите семь дней; всякий коренной житель в Исраэле должен жить в кущах, дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Исраэлевых, когда вывел их из земли египетской" (Ваикра 23: 34, 39-43).
Суккот - это не обычный праздник, и с ним связаны особые ритуалы и обычаи. Прежде всего, я хочу обратить ваше внимание на сукку -небольшую временную постройку. Сверху ее покрывают ветками, пальмовыми листьями или тонкими деревянными планками. Что же символизируют эти временные жилища, покрытые зеленью, сквозь которую всегда видно небо?
Я хочу вам напомнить, что Суккот - это праздник, который отмечается в память о важных событиях в жизни еврейского народа. Когда мы покинули Египет, мы странствовали по пустыне в течение сорока лет. Как же мы жили в пустыне? Каковы были наши жилища?
Обратите внимание: о чем, в первую очередь, спрашивают вас американские евреи? Они спрашивают: как вы жили в Советском Союзе все эти годы?
Им это нужно знать, чтобы лучше понять вас. Вот и мы хотим знать, как жили наши предки, странствуя по пустыне. Первый вопрос, который мы задаем в этом случае, звучит так: "Где мы жили?" И ответ состоит в том, что мы жили в шалашах. Так говорит рабби Элиэзер.
У рабби Акивы другое мнение. Он считает, что Б-г совершил удивительное чудо: Он окутал евреев облаками Своего величия. Но оба наших мудреца согласны, что суккот - шалаши или временные жилища, покрытые зеленью, которые строят евреи, - напоминают нам те самые временные шалаши или великолепные облака, которые защищали наших предков, странствующих по пустыне.
В чем смысл этой традиции? Иудаизм - особая религия. Мы - вечные странники. Мы всегда покидаем нашу Землю. Мы всегда возвращаемся в нее. Наиболее часто встречающийся глагол в Торе - "идти". У деревьев есть корни, у людей - тоже, но у дерева нет ног, оно обречено стоять на месте, а у человека есть ноги, и смысл нашего существования - вечное движение. Праздник Суккот - это праздник, символизирующий жизнь в диаспоре, жизнь в изгнании, вечное странствие еврейского народа. Он напоминает нам, что жизнь преходяща, что мы должны радоваться тому, что имеем. Чувствуя себя в безопасности в надежных домах, защищающих нас от непогоды, раз в году на целую неделю мы переселяемся во временные хрупкие жилища и как бы начинаем новый круг - новый круг Творения. Мы живем, как жили наши предки, которые двинулись в странствие, в неизвестность - из долгого и безрадостного рабства.
Евреи Америки и евреи СНГ имеют общую дилемму, связанную с исполнением этой мицвы. Мы привыкли выполнять еврейские законы в стенах синагоги или дома. Строительство сукки и жизнь в ней - это то, что видно посторонним, непосвященным людям и требует от нас значительных усилий. Большинство американских евреев не строят сукку, чувствуя себя в ней неуютно, и предпочитают использовать сукку, построенную в еврейском центре или синагоге. В то же время евреи, живущие в Земле Израиля, где эта традиция свято соблюдается, чувствуют себя в полной безопасности в лоне своей традиции и культуры и не испытывают в сукке ни малейшего дискомфорта. Наоборот, вся семья и особенно дети с нетерпением ждут, когда начнется строительство сукки, и вся эта неделя является для израильтян замечательным праздником, когда люди наносят друг другу визиты и обязательно едят в сукке. Может быть, и для вас, людей, привыкших пользоваться плодами цивилизации и прогресса, когда-нибудь станет радостью перенести эту традицию в свой дом и построить свою собственную сукку вместо общественной.
Суккот - это праздник странствия. Он напоминает нам о времени, когда мы вышли из галута, и о том, что Б-г хранит нас в пути.
А сейчас я хочу попросить вас вернуться на страницу назад, к началу раздела Суккот. В стихе 40 главы 23 сказано: "И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (этрог), ветви пальмовые и отростки - дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь перед Г-сподом, Б-rом вашим, семь дней".
Это и есть та прекрасная и великая заповедь, которую с радостью исполняют евреи в течение многих веков, приобретая перед праздником четыре вида растений, которые сопутствуют им в течение всего праздника, придавая ему, вместе с нарядной суккой, неповторимый колорит
Эти четыре вида растений следующие:
этрог - плод цитрусового дерева, который называют великолепным плодом, он напоминает по виду крупный лимон, но отличается изысканным ароматом и своеобразным вкусом;
лулав - нераскрывшаяся пальмовая ветвь;
адас - ветви мирта;
арава - две ветви ивы.
Наши мудрецы предлагают различные объяснения того, почему нам заповеданы именно эти четыре вида растений. Считается, что они являются символами разных типов евреев.
Этрог, имеющий прекрасный запах и вкус, символизирует евреев, которые изучают Тору и делают добрые дела.
Лулав - ветви финиковой пальмы, плоды которой имеют прекрасный вкус, но не имеют запаха. Ему уподобляют евреев, которые много учатся, но не делают добрых дел.
Адас, или миртовое дерево, имеет прекрасный запах, но не имеет вкуса. Ему уподоблены те, кто делают добрые дела, но не учат Тору.
И последний вид, арава - ветви ивового дерева, не имеющего ни запаха, ни вкуса, - напоминают нам, что среди еврейского народа, к сожалению, есть люди, которые не учат Тору и не совершают добрых дел.
Что же Всевышний велит нам делать с четырьмя видами растений в праздник, когда весь народ вспоминает свои вековые странствия? Б-г как бы говорит нам: "Соедините их вместе, в единое целое, ибо и наш народ, несмотря на отличие одних евреев от других, тоже представляет собой единый народ, а достоинства одних компенсируют недостатки других".
Урок, который мы извлекаем из этой заповеди, очень прост. Семья есть семья. Мы должны научиться заботиться друг о друге. Мы должны заботиться как о материальных, так и о духовных потребностях друг друга.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
I. Задачи обучения
Разъяснить ученикам
1 Процесс раскаяния (тшувы) имеет три стадии осознание того, что мы поступали неправильно, сожаление об этом, отказ от неправильного поведения
2 Люди меняются как непроизвольно, так и сознательно
3 Йом кипур следует по календарю непосредственно после десяти дней раскаяния.
4 Еврейская молитва - это откровение, выражающее особые отношения с Б-гом
5. Раскаяние, молитва и милосердие (тшува, тфила и ццака) - три составляющие, которые могут влиять на приговор Небесного Суда
П. Каково происхождение Дня искупления (Йом кипур)?
Тора содержит заповедь соблюдать Йом кипур В книге Ваикра 23 26-32 сказано, что в десятый день месяца тишрей нельзя работать. Это день, когда мы "изнуряем наши души". Позже наши мудрецы истолковали выражение "изнурение наших душ" как День поста
III Что такое тшува?
В предыдущей главе шла речь о десяти днях раскаяния. Слово тшува означает возвращение к Всевышнему и подразумевает искреннее раскаяние человека. Согласно иудаизму, тшува искупает грехи людей
Существуют три аспекта тшувы признание в совершении греха, раскаяние в содеянном и прекращение недозволенных поступков. Это значит, что человек должен сначала признаться в своем грехе, затем почувствовать сожаление о содеянном и в дальнейшем не совершать ничего подобного.
Процесс тшувы связан с большой ответственностью человек должен тщательно обдумывать свои поступки и контролировать их Никто не может сделать тшуву за другого.
Грехи, совершенные человеком по отношению к Б-гу (например, невыполнение заповеди), могут быть искуплены благотворительностью, молитвой и раскаянием (посредством цдаки, тфилы и тшувы) Освободиться же от грехов, совершенных по отношению к другому человеку, можно лишь с том случае, если совершивший грех попросил перед Йом кипур прощения у того, перед кем он провинился. Согласно еврейской традиции, никакие другие пути искупления, включая пожертвования, молитвы и пост, не могут избавить от греха, совершенного по отношению к человеку, - необходимо прощение с его стороны. Таким образом, лишь надлежащие отношения между людьми, включающие в себя просьбу о прощении со стороны виновного в грехе и получение им прощения, соответствуют системе моральных ценностей еврейской общины, одной из которых является забота друг о друге и уважение к человеку.
IV. Йом кипур - День поста. Что такое пост?
На Йом кипур существует несколько основных запретов: нельзя работать, есть, пить, носить кожаную обувь, умываться и вступать в супружеские отношения. Кроме того, в этот день принято одеваться в белые одежды. Все это создает особую атмосферу дня, когда мы отказываемся от физических удовольствий и сосредотачиваемся на духовной стороне жизни. Это день, когда мы признаемся в совершенных грехах и ошибках и искренне раскаиваемся. Грех отдаляет человека от Б-га, а раскаяние - приближает. Сосредоточенная молитва является частью раскаяния.
V. Какие молитвы читаются на Йом кипур?
В течение этого дня в синагогах читают пять основных молитв
1. Во время утренней молитвы (Шахарит) читают поминальную молитву Изкор - в память об умерших членах семьи.
2. Сразу после Изкор читают дополнительную молитву Мусаф.
3. Во время дневной молитвы Минха читают Книгу Ионы.
4. Коль нидрей - особая молитва, с которой начинается вечерняя молитва (Маарив).
5. Неила - заключительная молитва на Йом кипур, во время которой "закрываются Врата Небес". Эта молитва заканчивается звуком шофара.
На Йом кипур читается также особая молитва-признание, в которой перечисляются все наши грехи - и личные, и совершенные нами как членами еврейской общины. Эта молитва называется видуй.
VI. Есть ли молитвы на Йом кипур, доступные пониманию детей?
Если учитель подготовлен надлежащим образом, то он сможет объяснить детям почти каждую молитву. В разделе, посвященном Рош а-Шана, мы предлагали научить детей одной из молитв. Можно также выучить с детьми молитву "Авину Малкэну", в которой мы обращаемся к Б-гу со словами "Отец наш, Царь наш...". Предложите детям подумать, почему евреи считают Б-га своим отцом и царем
VII. Над какими вопросами следует подумать, планируя занятия по теме?
* Достаточно ли подготовлен класс к теме? Как подготовить ребят? Как лучше раскрыть эту тему? Как подготовить учеников к изучению молитв на Йом кипур?
* Если предстоит первый разговор с детьми о Всевышнем, то как следует с ними говорить, чтобы им было понятно и интересно слушать?
* Достаточно ли хорошо подготовлен материал для обсуждения этой темы?
* Как говорить о проведении поста с детьми, приехавшими из страны, где ощущается недостаток продуктов?
VIII. План изучения темы
1. Прочтите диалог Лени и Милы, выучив с детьми новые слова и песню, в которой эти слова употребляются.
2. Изготовьте с детьми коробочки для цдаки.
3. Прослушайте в записи. Все обеты (Коль нидрей). Побеседуйте с детьми о том, как действует мелодия молитвы на слушателя.
4. Пусть дети напишут письмо родителям или друзьям, в котором поблагодарят их за доброту. (Благодарность должна касаться не материальной, а духовной сферы отношений).
IХ Дома
Родители должны получить информацию о происходящем в классе, а также о подготовке к Йом кипур. Нужно научить их благословению, которое родители говорят детям перед Йом кипур.
Для мальчиков. Есимха Элоим ке-Эфраим ве-хи Менаше! Пусть Б-г сделает тебя подобным Эфраиму и Менаше! Для девочек. Есимэх Элоим ке-Сара, Ривка, Рахель ве-Леа! Пусть Б-г сделает тебя подобной Саре, Ривке, Рахели и Лее!
Всем детям. Еварэхеха Адонай ве-ишмереха: яэр Адонай панав элейха ви-хунэха: иса Адонай панав элейха ве-ясэм леха шалом!
Пусть Б-г благословит и защитит тебя! Пусть озарит тебя Б-г и окажет тебе милость! Пусть Б-г полюбит тебя и благословит тебя миром!
В занятиях, предложенных в третьем разделе (благодарственные письма детей), могут принимать участие и родители.
ОБРАЗЕЦ УРОКА
В связи с тем, что в этот период много праздничных дней, между Рош а-Шана и Йом кипур, скорее всего, будет только одно воскресенье. Урок в этот день будет касаться двух тем:
1. Люди могут изменяться как непроизвольно, так и сознательно.
2. Молитвы (этот урок - лишь вступление к этой большой теме).
Урок
ЙОМ КИПУР
Цели
1. Объяснить детям, что изменения в жизни человека, в его поведении иногда происходят помимо его воли, а чаще всего - в результате его работы над собой.
2. Познакомить детей с молитвой как отражением еврейского жизненного опыта.
Этапы урока
1. Прочтите диалог Милы и Лени о Йом кипур и выучите с детьми три новых слова на иврите
Предложите детям разыграть пантомимы на темы новых слов Остальные ученики пусть попробуют догадаться, какое именно слово обыгрывается в пантомиме.
2. Работа, направленная на усвоение детьми одного из новых слов - спасибо (тода).
Спросите детей. "Можете ли вы вспомнить о каком-либо поступке ваших друзей, за который вы хотели бы поблагодарить их?" Этот поступок не должен относиться к материальной сфере. Побеседуйте с детьми о том, за что мы бываем благодарны людям, насколько важно для нас то, что заслуживает благодарности, какою была бы наша жизнь, если бы нам не за что было благодарить людей.
Повесьте в классе почтовый ящик, чтобы ученики могли посылать друг другу письма с выражением благодарности за доброе отношение и помощь.
Альтернативный вариант
Предложите детям написать благодарственные письма родителям или родным - скажем, сестрам, братьям
3. Прочтите детям рассказ "Слова и перья"
СЛОВА И ПЕРЬЯ
Однажды Таня и Мира говорили о Мише - одном из своих друзей Он были очень огорчены его поведением. Дело в том, что Миша очень люби, поболтать. Но, видите ли, болтовня не всегда бывает безобидной. Миша например, не просто болтал о чем попало, а придумывал разные истории про своих знакомых. Обычно он начинал рассказывать о том, что произошло на самом деле, но потом увлекался и прибавлял кое-что от себя, чтобы сделать историю более занятной. В результате получалось, что он говорил неправду.
Очень часто его рассказы причиняли вред ребятам, о которых он рассказывал. Друзья не раз просили его прекратить это, но он продолжал придумывать про них разные истории и рассказывать их всем, кому не лень было их слушать. А если ему говорили, что это нехорошо -рассказывать небылицы о своих знакомых, он говорил со смехом. "Да ну что вы, в самом деле! Это всего лишь слова! Слова не могут навредить никому!"
Но терпение у ребят уже иссякло. Представьте себе, однажды Миша сказал Таниной маме, что Таня пропустила уроки, потому что вместо школы пошла в магазин. Но это была чистая выдумка. Таня объяснила маме, что была в этот день в школе, а потом учитель попросил ее купить кое-что в городе. Но мама не поверила и наказала дочку
Это было уже слишком! Таня и Мира решили, что пора что-то предпринять. Они пошли к самому мудрому человеку в городе - к раввину. Раввин удивился, что девочки пришли именно к нему, но тем не менее внимательно выслушал их, а потом сказал: "Сегодня после обеда приходите ко мне вместе с Мишей. Попытаюсь помочь вам"
Мира и Таня разыскали Мишу и попросили его пойти с ними к раввину. Миша, конечно, болтал всю дорогу - обо всех и обо всем понемногу. Когда они пришли к раввину, тот обратился к Мише со странной просьбой. Он дал мальчику наполненную перьями подушку и сказал: "Миша, поднимись, пожалуйста, на городскую ратушу, на самый вверх, и вытряси перья из этой подушки. А потом сразу же возвращайся сюда".
Просьба была очень странной, но Миша подумал, что, раз его просит раввин, он, пожалуй, это сделает. (А сам уже начал фантазировать и придумывать очередную интересную историю!) Он пошел на городскую площадь, поднялся на ратушу и вытряс подушку. Сверху ему было хорошо видно, как ветер подхватывал перышки и, словно играя, разносил их в разные стороны. Это было красивое зрелище.
Когда он вернулся, раввин дал ему корзинку и сказал. "А теперь вернись на городскую площадь и собери все перья в эту корзинку".
- Но, ребе, я не смогу этого сделать, - ветер разнес их во все стороны! Их теперь нипочем не собрать!
Тогда раввин положил руку Мише на плечо и сказал: "Так вот, Миша, теперь послушай, что я тебе скажу. Представь себе, что эти перья - слова, которые мы произносим. Сказанные однажды, они разносятся в разные стороны, и мы уже никогда не сможем вернуть их назад. Ты любишь повторять: "Это всего лишь слова...", но запомни, что слова могут принести людям много горя..."
По дороге домой Миша думал о том, что этот наглядный урок он уже никогда не забудет. Перья - как слова, перья - это слова. Теперь, если он увидит перышко, то сразу вспомнит о перьях из подушки, разлетевшихся во все стороны... Как и его слова, сказанные однажды и улетевшие теперь неведомо куда...
Вопросы
- Почему Мира и Таня решили поговорить с раввином? Как ты думаешь, они хотели наказать Мишу или помочь ему?
- Могут ли слова причинить боль?
- Какой урок преподал Мише раввин?
- Как ты думаешь, может ли Миша исправиться? Что он для этого должен сделать?
4. Запишите на доске слова из молитвы Видуй, подтверждающие, что необдуманные слова могут ранить людей.
Вернитесь к разговору, начатому в Рош а-Шана, о различии между песней и молитвой.
Вопросы
- Что такое молитва?
- К кому обращается человек, когда молится?
- Почему в молитве мы просим простить нас?
- Что еще содержится в молитвах? (Хвала Всевышнему и благодарность Ему).
- Если бы вы захотели сочинить молитву, о чем бы в ней говорилось?
Если ученики серьезно отнесутся к этому заданию, то ответы могут быть очень интересными. Запишите то, что ребята хотели бы сказать в своих молитвах. После этого объедините их молитвы в одну и прочтите ее вслух,
5. Если ребята проявят интерес к этой теме, дайте им прослушать Коль нидрей в записи. Расскажите им, что эту молитву читают в Йом кипур. Постарайтесь, чтобы дети прониклись тем особым настроением, которое обычно возникает у молящихся от сочетания мелодии, слов и особой атмосферы в Йом кипур.
Задание 6
Откройте в пособии для учеников соответствующую главу и рассмотрите вместе с детьми картинки. Помогите детям определить, что означают различные символы на этой странице, и повторите три новых слова на иврите: тода, слиха, бевакаша.
ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ
Мила: Я выучила три не слова на иврите.
Леня: Интересно, что это за слова? Что они означают?
Мила: Первое слово слиха. Это значит - прошу прощения. Попробуй произнести.
Леня: А почему, собственно, я должен извиняться? Я не сделал ничего плохого. А ты?
Мила: Не знаю. Просто это одно из трех слов, которые я выучила. Второе слово - года, это значит спасибо. Попробуй сказать.
Леня: Интересно, кого и за что я должен благодарить? Ну, а третье слово?
Мила: Бевакаша - пожалуйста. Бевакаша, попробуй сказать эти слова.
Леня: Слиха! Тода! Бевакаша!
Мила: Здорово! Какой ты вежливый! Ребята из нашего класса выучили эти слова перед Йом кипуром. В Йом кипур мы должны попросить прощения у всех, кого мы обидели в течение года.
Леня: Я не уверен, что смогу вспомнить всех, кому я должен это сказать, но я постараюсь!
ДЕСЯТЬ ДНЕЙ ПЕРЕД ЙОМ КИПУРОМ
Йом кипур выпадает на десятый день месяца тишрей. Десять дней, начиная с Рош а-Шана (первого и второго тишрея) до Йом кипура (десятого тишрея) - дни тшувы. Эти дни называются асерет йемей тшува - десять дней раскаяния.
ЧТО ТАКОЕ ЙОМ КИПУР?
Йом кипур - День искупления.
В этот день евреи всего мира соблюдают полный пост. Мы молим Б-га о прощении. Мы обещаем Ему и себе, что не повторим своих ошибок и искренне надеемся стать лучше в новом году.
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ ЭТОГО ДНЯ
Шабат Шабатон - Суббота Суббот.
Это необычное название используется в Торе, чтобы подчеркнуть святость и важность этого дня.
КАК ПРОВОДЯТ ЙОМ КИПУР?
Йом кипур - день поста.
Евреи во всем мире проводят этот день в синагоге. В этот день читают специальные молитвы из Махзора - сборника молитв на Йом кипур.
Традиция говорит, что в этот день Всевышний утверждает приговор, который Он вынес нам в Рош а-Шана, как бы скрепляя его печатью. Считается, что десять дней тшувы, проведенные в искренних молитвах и раскаянии, а также добрые дела и щедрая благотворительность (цдака) могут смягчить приговор Всевышнего.
ПРИВЕТСТВИЕ В ЙОМ КИПУР
Существует особое приветствие на Йом кипур: Гмар хатима това! - Благоприятной подписи!
ЧТО ТАКОЕ ЦДАКА?
Евреи всегда стараются помочь друг другу, потому что все мы -одна семья, а в хорошей семье принято заботиться друг о друге. Обычай оказывать нуждающимся поддержку называется цдака (милость, справедливость). Всегда можно найти возможность для помощи ближнему, если смотреть на мир с позиций нашей традиции. Цдака - это не только материальная помощь ближнему и общине, но и справедливость по отношению к другим.
ОБЫЧАИ ЙОМ КИПУРА
В Йом кипур мы зажигаем свечу йорцайт в память о наших родных, ушедших из жизни. Эта свеча зажигается перед началом поста и остается зажженной в течение 24 часов. Вспоминать о тех, кто ушел из жизни, - печально, но, с другой стороны, очень важно знать и помнить всех членов вашей семьи. В Йом кипур также произносят поминальную молитву Изкор.
ЧТО ТАКОЕ МИЦВА?
Тора содержит много мицвот - заповедей. Порой современному человеку трудно понять, зачем нужно их выполнять. Почему мы должны поступать так-то и так-то? Как следует понимать то, что Б-г заповедал нам выполнять заповеди?
Заповеди можно рассматривать как ответы на самые важные вопросы, которые волнуют каждого человека в отдельности и человечество в целом. Вот некоторые из них:
Кого и за что следует благодарить? Как принести извинения? Как правильно строить отношения с супругом, с детьми? Как правильно питаться? Как следует проявлять уважение к родителям?
Изучая и выполняя заповеди, мы находим ответы на эти и на многие другие вопросы.
Рассказ для чтения в классе
ДРУЗЬЯ И КАМНИ
Сказка
Маша и Миша были друзьями. Они очень долго спорили о том, что такое добро и зло, и никак не могли найти правильного ответа. И вот решили они обратиться за помощью к самому мудрому человеку в городе.
Саша, например, считал себя плохим человеком. Знаете, почему? Потому что однажды в детстве он сильно поссорился с одним из друзей. Дело дошло до драки, и он так ударил своего товарища, что тот упал и сильно ушибся. Саша очень расстроился и до сих пор не может себе этого простить.
Миша, наоборот, считал себя очень хорошим. Он никого не обижал и никому не делал ничего плохого. Он не помнил ни одного поступка, за который ему пришлось бы краснеть.
Мудрец попросил каждого из друзей рассказать ему о себе: где учились, кем работали, кто их родители и друзья. Саша все рассказал. Со слезами на глазах он рассказал о том, как из-за него пострадал товарищ.
Затем Миша рассказал о себе. Он сказал, что всегда старался поступать хорошо, и поэтому он считает себя довольно хорошим человеком. Он, представьте себе, даже не мог припомнить случая, когда он обидел кого-нибудь.
Тогда мудрый человек сказал Саше: "Сходи-ка в поле и принеси мне самый большой камень из всех, которые тебе попадутся на глаза." Мише же он сказал: "Пойди в поле, собери столько маленьких камешков, сколько сможешь унести. Когда наберешь полные пригоршни, возвращайся назад."
Друзья отправились в поле. Не вникая в суть странного поручения, они в точности выполнили все, что сказал им старый мудрец. Когда они вернулись, он воскликнул: "Прекрасно! А теперь идите снова в поле и положите каждый камень в точности на то место, где он был."
Друзья переглянулись, - мол, опять странная просьба, но послушно вернулись в поле. Саша хорошо запомнил место, где лежал его большой камень. Он положил его на место и быстро вернулся назад, а Миша долго стоял в растерянности. Он, конечно же, не мог в точности вспомнить, где раньше лежали маленькие камешки, - их было слишком уж много. Он вернулся и сказал мудрецу, что не смог выполнить его поручение.
Старый человек посмотрел на Сашу, потом на Мишу, улыбнулся" и сказал: "Друзья мои! Наши дела похожи на эти камни. Ты, Саша, легко нашел место, где лежал большой камень, и вернул его на место. А Мише было трудно это сделать, потому что трудно помнить все места, где лежали мелкие камешки". Больше мудрец не сказал ни слова.
Саша и Миша в молчании пошли домой. Наконец Миша сказал: "Я понял, что ошибался, считая себя безупречным."
Из книги "Сто одна еврейская история", составленной Симоном Сертнером
Прочтено: 3992