Желающие оказать
благотворительную помощь детям из
детских домов и
интернатов могут связаться с нами по телефону:
+38(048)711-14-95
У нас Вы найдете сотни книг еврейских авторов по разнообразной тематике...
Скачать каталог книг одним файлом.
Справки по телефонам:
Люба: +38(093)1165203, 7026756
Олег: +38(098)4865894
Шаббат гл. Ваешев. Убийственное предубеждение.
21/12/2011Недельная глава «Ваешев» (Вайейшев) (ивр. וישב — «И поселился»)
Одна из 54 недельных глав — отрывков, на которые разбит текст Пятикнижия (Хумаша).
Глава «Ваешев» — девятая по счету глава Торы — расположена в первой книге «Брейшит». Имя свое, как и все главы, получила по первым значимым словам текста (ваешев Яаков — «И поселился Яаков…»). В состав главы входят стихи (ивр., мн. ч. — псуким) с 37:1 по 40:23.
2 Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до отца их.
3 Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду.
4 И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно.
5 И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим: и они возненавидели его еще более (Быт.37:2-5).
Неужели в семье верующих могут быть такие отношения?
Жизнь и богатство Иакова — это его дети. Им он передает свою жизнь. Поэтому житие Иакова непосредственно связано с его детьми.
Среди детей зарождается серьезный конфликт. Иосиф доносит отцу худые слухи о братьях. Несмотря на это, Иаков шьет разноцветную одежду Иосифу. Разноцветная одежда шилась только для царей и людей власти. Это был признак власти и предпочтения. Братья, увидев такой настрой отца, не могли говорить с Иосифом дружелюбно.
Кто мог в тот момент осознавать, что отсутствие дружелюбного общения может приведет к очень серьезной драме?
Дорогие братья и сестры! Прошу вас! Проверьте свои отношения и свое сердце! С кем ты не можешь дружелюбно общаться? Выясни причину. Один из симптомов, что в сердце твоем происходит что-то неладное, — это отсутствие дружелюбного общения с кем-либо. Это говорит о том, что в сердце твоем зарождается ненависть к ближнему. Мы видим на примере Каина, что скрытая ненависть к брату привела к убийству. В истории, которую мы сегодня вспоминаем, также не потребовалось много времени, чтобы начали происходить очень страшные события.
Поэтому в Писании есть очень серьезное предупреждение для каждого из нас:
9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.
10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.
11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (1Иоан.2:9-11).
Иосиф видит сны от Всевышнего. По простоте душевной он рассказывает сны братьям, которые его уже ненавидят. Сны становятся еще одним подтверждением для братьев, что Иосиф превозносится над ними. Иосиф и братья уже говорили на разных языках. Все, что делал Иосиф, раздражало братьев. Назревал серьезный конфликт.
Когда Иосиф оказался один на один с братьями, то в их сердцах не было к нему милости. Единственное, чего они хотели, — это избавиться от своего брата. Они больше не могли себя сдерживать.
Меня убивают мои братья!
Неужели такое может быть, чтобы дети одного отца, которые выросли вместе, ели из одной тарелки, поклонялись вместе Господу, с таким желанием и упоением стремились убить своего брата? Неужели муж, прилепленный к свое жене, может так на нее гневаться, или брат может так ненавидеть своего брата. Неужели такое возможно среди верующих людей? Мы видим, что возможно.
Предубеждения убивают нас.
Почему нацисты с такой легкостью убивали евреев? Дело в том, что немцам было привито предубеждение, что евреи — это недочеловеки и болезнь Германии. Во многих современных фильмах часто создают образ беззаконного звереподобного человека, которого другой справедливый, хороший человек имеет полное моральное право убить. Когда показывают подобные фильмы, то внутренне многие зрители оправдывают такое убийство. С сынами Иакова произошло нечто подобное. Братья Иосифа укоренили в себе мнение, что их брат - доносчик, властный, надменный. Они настолько измучились жить с таким братом, что готовы были убить его при первой же возможности.
Как начинаются предубеждения?
Вот как это было в случае с Иосифом:
Доносит худые слухи — он доносчик, ябеда, хочет выслужиться и быть господином над нами.
Разноцветная одежда — такую одежду носят только цари и люди власти; он ближе к цели; он запудрил голову отцу.
Сны — да что он о себе думает, он что будет царствовать над нами?
Как обычно выражают предубеждение о ком-либо?
Обычно это делают при помощи сарказма. А! Это ты... Он всегда такой мелочный. Он всегда хочет быть на виду. Я так и знал... Лучше с ним не связывайтесь... Идет сновидец...
Предубеждение ведет к раздражению, а раздражение - к убийству (убийственным реакциям). Нежелание общаться, раздражение, негативные реакции по отношению к кому-либо — это продукт предубеждения.
После проявления раздражения приходится лгать и лицемерить.
Продав Иосифа и инсценировав его случайную смерть, братья начинают играть четырнадцатилетний спектакль лицемерия и лжи. Перед Иаковом они могли лгать, но что они говорили Господу? Как они молились? Также и наши раздражительные реакции к братьям или сестрам, к женам или мужьям ведут к разрыву отношений. Но мы в одной семье. Что делать? Мы начинаем лицемерить, лгать и делать вид, что все в порядке. Мы лжем себе и друг другу.
Из такой семьи хочется сбежать.
В основном, братья умело скрывали от Иакова истину об Иосифе, но Иуда не мог выдержать этого давления и решил поселиться отдельно.
Жизнь вне семьи Божьей привела Иуду к тому, что он женился на хананеянке и родил трех сыновей. Два его сына погибли. Его жена умерла. Он начал поддаваться безбожным желаниям, блудил и имел отношения с женой своих сыновей.
Как часто сегодня можно встретить людей, которые покинули свои собрания из-за конфликта с кем-либо в общине. Они не видели Божьего выхода из ситуации и решили прекратить мучение, покинув собрание верующих. Что же делать, чтобы не попасть в ловушку предубеждения?
Каково же сердце твоего ближнего?
Каково было сердце Иосифа? Был ли он амбициозным и гордым человеком, каким видели его братья? Испытания проверяют сердце человека.
10 Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя (Прит.24:10).
Пройдя испытания, Иосиф показал Божий характер. Предательство, рабство, несправедливости, наговоры, искушения, игнорирование людей не сломили его любви и доверия к Богу. К сожалению, братья не удосужились поговорить с Иосифом и узнать мотив его сердца. Они оценивали его по плоти, по своим мыслям и не смотрели на Божью работу в его сердце. Живя в одной семье, они тем не менее не знали сердца Иосифа. Вот почему Писание учит нас:
14 Ибо любовь Мессии объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
15 А Мессия за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Мессию по плоти, то ныне уже не знаем.
17 Итак, кто в Мессии, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое (2Кор.5:14-17).
Павел учит, что мы новое творение в Мессии. Тем не менее мы можем замечать друг в друге плотские реакции. Мы можем даже видеть, как кто-либо согрешает. Но стремимся ли мы увидеть за этими слабостями характера сердце человека?
Если мы хотим осудить друг друга, то поводов найдется предостаточно. Найти друг в друге что-либо неправильное очень легко. Он не то сказал, не так сделал, поступил не по Писанию и т. д. Что мы делаем, чтобы в нас не сложилось предубеждение и мы не начали раздражаться на ближнего в душе своей?
Приведенное выше место Писания призывает нас смотреть дальше неправильных плотских реакций братьев и сестер. Смотреть на жизнь Мессии в нашем ближнем. Да, еще не все идеально. Да еще есть над чем работать. Но мы не призваны быть судьями. Мы призваны быть теми, кто вдохновляет и ободряет ближнего следовать за Мессией. Обозначить проблему в ближнем не сложно, а вот что ты делаешь, чтобы человек не попал под осуждение, но покаялся и следовал за Мессией?
Писание ободряет нас:
12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,
13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
14 Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства.
15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны (Кол.3:12-15).
Давайте еще раз задумаемся! Как бы развивались события, если бы братья не выстраивали в себе предубеждение об Иосифе, а поговорили с ним? Если бы они узнали мотивы его сердца? Да, Господь обратил гнев человеческий во славу Божью, но для братьев это был великий позор перед Господом, Израилем и Иосифом. Эта ситуация мучила их 14 лет, и после ее разрешения они всю жизнь помнили, как отнеслись к брату. Да примирение произошло, но осадок остался, братья дальше боялись, что Иосиф будет им мстить. Как часто, наверное, они говорили в себе: "Почему я не узнал сердце Иосифа? Почему я поддался предубеждению? Почему я не поговорил с ним и не узнал его мотивы? Я бы все сделал иначе."
Так должно было произойти.
Некоторые могут сказать:
"Почему я не узнал сердце Иосифа? Почему я поддался предубеждению? Почему я не поговорил с ним и не узнал его мотивы? Я бы все сделал иначе."
Да, Господь был верен, чтобы гнев человеческий обратить во славу Себе. Но за свой грех братья Иосифа должны были пройти путь покаяния. Да, Божий план исполнится, несмотря на все человеческие грехи, но горе тому, кто грешит и оправдывает свой грех. Иначе мы можем начать думать, что, делая зло, мы служим исполнению воли Божьей. Это очень тонкая и коварная ложь врага нашей души.
Незря Павел вразумлял верующих:
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому [рассуждению]).
6 Никак. Ибо [иначе] как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых (Рим.3:5-8).
Что делать, чтобы не возникло предубеждение?
Чем раньше поговоришь, тем меньше натворишь.
Через 14 лет братья должны были поговорить и открыть свои сердца друг перед другом. Стоит ли ждать так долго в нашем случае? Стоит ли жить в мучении дни, месяцы, годы?
Правильно говорить правду . Если твою правду не восприняли, но ты видишь по Писанию, что это правда, тогда проверь свое сердце. Говорить истину без любви — это значит осуждать. На земле 7 миллиардов людей и каждый в своем понимании прав. Мы знаем, что есть только одна правда, и это правда Божья. Иешуа говорил: "
Слово Твое есть истина." Мы можем опираться на Божьи заповеди и учить, что это есть истинная правда. Однако, даже беря заповедь, человек может придать ей тот смысл, который Господь не имел в помине. Вспомните заповедь о праздновании Шаббата. Прекрасная заповедь, данная для человека. Как ее трактовали фарисеи? Не зажигай огня, не ходи больше определенной дистанции, не делай ничего в Шаббат. Такое соблюдение привело к тому, что даже исцелять или помочь ближнему в Шаббат считалось грехом. Это заводит в тупик и уводит от жизни Божьей.
Как нам говорить так, чтобы наш ближний понимал, что ты любишь его? Ты говоришь правильные вещи, но мотив сердца — осуждение. Это убийственная правда. Она не несет в себе жизни Божьей. От этой правды не меняется сердце твоего ближнего.
Не формировать общественное предубеждение.
В Писании такие вещи называются наговором. В таком случае все знают правду о тебе, кроме тебя. Очень трудно доказать, что ты не тот, за кого тебя принимают. Порой жены создают общественное мнение о своих мужьях, рассказывая своим подругам страшные истории. Или муж, говоря и шутя о жене в присутствии других, создает общественное мнение о своей половине.
Не пускать в свое сердце предубеждения, пока ты не поговорил с ближним в шаломе, Божьей любви, стремясь понять мотив его сердца. Если есть что-либо в сердце против него, то поговори, и не понесешь греха.
Все, о чем мы говорили выше, емко описано в Торе:
16 Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь.
17 Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха.
18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь (Лев.19:16-18).
Принимать своего ближнего, как Мессия принял тебя.
Как я не случайный человек в Царстве Божьем, так и он. Господь позвал его, как и меня.
Бывают случаи, когда человек - лицемер и на самом деле формально принял Мессию. Из-за этого в его жизни нет плодов покаяния и проявлений жизни Духа Божьего в нем. Это значит, что человек формально присоединился к Телу Мессии и на самом деле преследует свои цели. Такие люди не смогут утаиться. Господь обнаружит их истинные цели и мотивы.
В данном случае мы не говорим о таких людях. Мы размышляли о людях, подобных Иосифу, которые любят Господа, но по определенным причинам о них сложилось предубеждение.
Будем держаться слова Божьего, которое призывает нас:
19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
20 ибо гнев человека не творит правды Божией (Иак.1:19,20).
Будем молиться, чтобы через наши взаимоотношения устраивалась правда Божья. Пусть Бог благословит нас и сохранит от того, чтобы мы носили в себе предубеждение о ком-либо. Да хранит нас Всевышний от разобщений и подозрений. Пусть Он устраивает нас и скрепляет во имя Иешуа.