Пожалуйста, включите JavaScript! Как это сделать!
 Новости:  Расписание на февраль 2020 (5780г.)...  Файлы:  гл. Рье (Украшение для Лосяша) - 31.08.2019 ... 
Пожертвования
Помощь детям

    Желающие оказать 
    благотворительную  помощь детям из
    детских домов  и
    интернатов могут связаться  с нами по телефону:
    +38(048)711-14-95

Наша библиотека
Бесплатно!

    Справки по телефонам:
    Люба: +38(093)1165203, 7026756
    Олег: +38(098)4865894

Loading

ПОГРОМ В БАЛТЕ

22/09/2007

О погроме в Балте (Одесской области) в последние дни марта 1882г.

Балта в начале 80-х гг. - уездный город со значительным еврейским населением. По данным балтского раввина Шапиро, накануне погрома в городе проживало более 20 тыс. евреев, что составляло приблизительно 75% всего населения. Еврейских домов в городе было около 1000, около 300 лавок и винных погребов. 1 марта 1881 г народовольцами был убит Александр II Все это сопровождалось глубоким экономическим кризисом, следствием которого явилось значительное обнищание населения (в том числе и еврейского). Появляется довольно большой слой населения, не имевший постоянного заработка, кочующий с места на место в поисках пропитания. Это вызвало скачок преступности в городах и местечках. Вот этот слой, прозванный современниками «босой командой», и составил базу погромного движения . В то же время новое антиеврейское законодательство позволило антисемитской прессе открыто выступать против евреев. В 1882 году, накануне православной Пасхи обстановка в Балте была очень тревожной. 15 марта полицмейстер вызвал к себе евреев - «именитых граждан г. Балты» и передал им сведения о полученных анонимных письмах, в которых говорилось о предстоящих беспорядках. Приглашенные евреи просили полицмейстера предпринять необходимые меры, предлагали, в частности, нанять за свой счет 30—40 городовых («будочников»).Но получили отказ. Тогда евреи послали в Петербург, властям, телеграммы, в которых сообщали, что ожидаются, по отзывам самой же полиции, беспорядки, и спрашивали совета, что им делать, ходатайствовали о посылке войск в Балту. Погром начался с довольно «банального» эпизода: 29 марта подростки стали кидать камни в дома евреев. Евреи погнались за хулиганами. Те укрылись в здании пожарной охраны, расположенном на соборной площади города. Начали стекаться евреи и христиане, полетели комья земли и камни, началась драка. Так как евреев в городе было больше, чем христиан, численный их перевес был и на площади. Но в этот момент появились представители власти: исправник, полицмейстер, воинский начальник и воинская команда. Полиция и войска начали бить евреев прикладами и саблями. Это событие, а также разнесшийся ложный слух о том, что евреи побили окна в соборе, сыграли свою роль. Начался погром. Погромщики устремились в Турецкую часть города, отделенную рекой, где евреев было меньшинство, и там, постепенно нарастая, началось истребление всего еврейского имущества. На следующий день погром возобновился и распространился на центральную часть города, в которой жило основное еврейское население. Исправником к утру было вызвано около 500 крестьян из окрестных деревень, которым он объяснил, что их привлекают для пресечения беспорядков, но не сообщил каких, и те полагали, что вызваны властями для усмирения евреев. Крестьяне присоединились к погромщикам. Погром продолжался до конца дня, пока 31марта ночью не приехал подольский губернатор Милорадович; вслед за ним, наконец, прибыли войска. В результате погрома 211 человек было ранено, в том числе 39 ранено тяжело; 12 человек было убито и умерло от последствий погрома; отмечено более 20 случаев изнасилований, было осквернено семь городских синагог и молелен, разорено 976 домов, 278 лавок. Характерной чертой Балтского погрома была бездеятельность, а то и прямое содействие погромщикам со стороны местных властей. Так, уже в первый день погрома войска не пропускали евреев через мост на Турецкую сторону, что позволило грабителям разгромить находящееся там имущество евреев. В начале второго дня погрома, погромщики в сопровождении прибывших из деревень крестьян набросились на спиртной склад, напились и начали крушить и разбивать все на своем пути. Из деревень 31 марта с целью грабежа прибыли женщины, старики, дети. Когда начался массовый разгул, приостановить разгром силами местной полиции и сравнительно небольшого гарнизона было уже не просто, тем более что в избиениях участвовали и сами солдаты. Погромщики действовали группами в 10—15 человек, в составе которых было немало подростков 13—15 лет обоего пола. Полицмейстер куда-то исчез, и все время погрома его никто не видел. Воинский начальник патрулировал в течение всего дня по городу в сопровождении солдат, которые, однако, погрому не противодействовали. Основную же часть гарнизона он разместил на соборной площади для охраны собора, хотя никакой надобности в этом не было. На все попытки местной русской интеллигенции внушить властям, что следует остановить погром, звучал ответ администрации: «Это не ваше дело». После погрома Балтское руководство попыталось убедить губернское начальство, что беспорядки были организованы самими евреями. С этой целью полицмейстер телеграфировал подольскому губернатору Милорадовичу, что евреи взбунтовались и напали на собор. Сценарий «еврейского бунта»должны были подтвердить аресты евреев. Многие евреи покидали Балту, переселялись на новые места. Отношение высшей власти к творившемуся беспределу достаточно ясно отображено в письме министра внутренних дел графа Игнатьева 5 апреля 1882 г. подольскому губернатору Л. А. Милорадовичу. В частности, в нем говориться: 2-го апреля корреспондентом Городецким из Балты была подана телеграмма в редакцию газеты «Голос» за № 285 с описанием последствий бывших в означенном городе еврейских беспорядков. Не признав возможным разрешить доставление этой телеграммы по назначению, так как описанные корреспондентом факты, по-видимому, преувеличены, я долгом считаю Вас уведомить о сем на будущее время относиться более строго к пропуску телеграмм с такими сведениями, оглашение которых совершенно напрасно послужило бы к возбуждению общественного мнения. Примите и прочее. Граф Игнатьев. Чем эти люди отличались от нас? Что произошло с их душой, с их совестью, с их добротой? На эти вопросы каждый из нас должен ответить сам себе.

Прочтено: 3712