Желающие оказать
благотворительную помощь детям из
детских домов и
интернатов могут связаться с нами по телефону:
+38(048)711-14-95
У нас Вы найдете сотни книг еврейских авторов по разнообразной тематике...
Скачать каталог книг одним файлом.
Справки по телефонам:
Люба: +38(093)1165203, 7026756
Олег: +38(098)4865894
История евреев Одессы
22/09/2007За двести тринадцать лет Одесса из маленькой турецкой крепости Хаджибей превратилась в огромный приморский город, известный во всех уголках земли, и это те же двести лет, вобравших в себя всю новейшую историю еврейского народа.
Город рос и развивался очень быстро. Основным его населением были иностранцы, привлеченные хорошими условиями для развития коммерции и чрезвычайно удачным расположением как портового города. Греки, немцы, французы, евреи, караимы и итальянцы, а также турки, персы и египтяне населяли Одессу. К основанию Одессы, в ней проживало 240 евреев, что составляло 10 % всего населения. В дальнейшем рост общины происходил за счет прибытия евреев из других областей. С самого начала, еврейская община играла немаловажную роль и в политической, и в общественной и в экономической жизни города, в отличие от положения еврейских общин в других городах Российской империи, в Одессе сохранялось доброжелательные отношение властей к евреям. К 1855 году в Одессе проживало уже 17 тысяч евреев, и это количество постоянно росло. Это было благоприятное время для евреев Одессы. Еврейская община имела свои институты и школы, синагоги и общественные организации, издательства книг и газет, больницу и приют для детей-сирот. Евреи участвовали в органах управления и власти. Одесса казалась островком в империи, где евреев постоянно преследовали и унижали, ограничивали их условия жизни, обрекая их просто на существование. Евреи Одессы верили, что Россия движется к либерализму и терпимости. Однако Одесский погром 1871 года серьезно подорвал как эту надежду, так и оптимизм еврейской интеллигенции города. Только тогда они признали широкое распространение антисемитизма, который прежде считали устаревшим явлением. Погром 1871 года был лишь отправной точкой новых антисемитских инцидентов.
У погрома 1871 года были предшественники. В экономическом соперничестве многих национальных групп в Одессе греки и евреи были особыми конкурентами, и существовавший между ними антагонизм оборачивался погромами – крупномасштабными, жестокими нападениями на евреев. Однако до 1871 года правительственные власти со всей решительностью прекращали эти беспорядки. Антиеврейские беспорядки и драки после 1821 года вспыхивали почти ежегодно на Пасхальную Неделю. Их инициаторами почти всегда были греческие моряки. Погром 1821 года возник из-за антиеврейских настроений, раздутых в результате греческой революции, во время которой евреи поддерживали оттоманские власти, а не повстанцев. Тысячи евреев были убиты во время этого восстания, охватившего территории от Молдавии до Греции. В Одессе евреи были ложно обвинены в причастности к убийству греческого патриарха Константинополя Григория V (на самом деле убитого турками). Сразу же после похорон останков Григория в Одессе, группа греков напала на еврейские лавки и жилища. Организованный погром начался сразу в трех еврейских районах, где погромщики били стекла, ломали двери в домах и избивали евреев. К полудню власти прекратили погром.
В 1858 году антиеврейский взрыв был настолько серьезным, что властям, чтобы рассеять толпу пришлось применить брандспойты.
На следующий год основанием для крупномасштабного погрома стало сообщение о ритуальном убийстве. Был распространен слух, что евреи убили христианского ребенка в Галаце (Молдавия), где 15 евреев было арестовано по подозрению в причастности к этому делу, синагога разрушена и все еврейские дома подверглись нападению. Небольшая группа одесских греков присоединилась примерно к тремстам морякам, вооруженным ножами и стилетами, начавшими нападать на людей в одном из еврейских кварталов. Погром набирал силу и продолжался три дня, пока власти не остановили его.
Еврейские руководители общины старались преуменьшить масштабность погромов 1821 и 1859 гг., рассматривая их как исключение.
Но 27 мая 1871 года в Одессе разразился большой погром. За 4-е дня было убито 6 человек, 21 ранено, 863 дома и 522 промышленных предприятий было либо разрушено, либо им был нанесен значительный ущерб. По сообщению газеты «Еврейские хроники» погром не обошел ни одного квартала, ни одной улицы, где жили евреи. Тысячи людей остались без крова. Непосредственной причиной, вызвавшей погром, был слух, начавший циркулировать 27 мая, что евреи осквернили греческую православную церковь и кладбище. Говорили, что они сняли крест с церковной крыши, бесчинствовали на кладбище. В первый день беспорядков погромщики нападали лишь на дома, располагавшиеся неподалеку от церкви. Однако, на следующий день, разделившись на 5-ть групп, они били стекла в кварталах, где жили евреи среднего класса. Еврейские и нееврейские купцы на Старом базаре успешно отражали нападения на базарную площадь. Но власти не оказывали никакого сопротивления, к равному удивлению как евреев, так и погромщиков. Вооруженные отряды полиции лишь молчаливо наблюдали. На третий день погром распространился на весь город. Погромщики врывались в еврейские дома и уничтожали все, что им попадалось под руку. Все стекла в Бродской синагоге были разбиты, квартал был настолько усеян бумагами, что, казалось, - выпал снег. На одной лишь Преображенской улице 50 квартир было полностью разорено. Дотла была сожжена типография. Общинные руководители обратились с ходатайством к генерал-губернатору Одессы. В ответ: «евреи сами виноваты…», тем не менее, власти организовали сопротивление погромщикам, в результате чего те отправились из центра города на Молдаванку. Грабеж продолжался целую ночь и на следующее утро, было уничтожено 217 квартир и общественных зданий. Утром погром еще более усилился, так как распространились слухи, что власти не будут вмешиваться, если дело не дойдет до кровопролития. Погром вновь перекинулся в центр города, погромщики начали нападать на малолетних детей, были снесены стены Главной синагоги и осквернены свитки Торы. Погромщики стремились в основном уничтожать, а не грабить, выражая тем самым свою ненависть к евреям.
В результате ответственность за погром была возложена на евреев, объясняя это тем, что евреи сами создали «гнетущую экономическую атмосферу, в которой подобные действия были единственным средством самозащиты».
Разрушились те идеалы, в которые верило и которые исповедовало на протяжении десятилетий местное еврейское сообщество: вера в просвещение, благожелательность русских властей, надежда на поддержку прогрессивного общественного мнения в борьбе с юдофобией. Надежды русско-еврейской интеллигенции на возможность в дальнейшем улучшить политическое и гражданское положение евреев теперь казались необоснованными. Дружеское и деловое партнерство между евреями и неевреями было разорвано.
Мы можем думать, что это в прошлом, и современное общество ушло далеко от таких дикостей, но недавние события на еврейских кладбищах Одессы, когда тысячи надгробий были осквернены, говорит о том, что «воз и ныне там». Нужно только разрешение или чей-то безумный пример, чтобы реальные погромы начали происходить в Одессе. Задумаемся об этом, друзья.
Если у вас возникли вопросы, звоните нам по тел. 38-048-711-14-95