Пожалуйста, включите JavaScript! Как это сделать!
 Новости:  Расписание на февраль 2020 (5780г.)...  Файлы:  гл. Рье (Украшение для Лосяша) - 31.08.2019 ... 
Пожертвования
Помощь детям

    Желающие оказать 
    благотворительную  помощь детям из
    детских домов  и
    интернатов могут связаться  с нами по телефону:
    +38(048)711-14-95

Наша библиотека
Бесплатно!

    Справки по телефонам:
    Люба: +38(093)1165203, 7026756
    Олег: +38(098)4865894

Loading

Из глубины веков

22/09/2007

Антисемитизм - это одна из форм расизма, то есть пренебрежительного и враждебного отношения к некоторым этносам.

Антисемитизм - это одна из форм расизма, то есть пренебрежительного и враждебного отношения к некоторым этносам. Расизм существовал уже в древности. У греков тысячи лет назад возникло понятие "варвар" для обозначения племен и народов, говорящих на незнакомом им языке и тех, кто не находился в сфере влияния греко-римской культуры. Недоброжелательное отношение к евреям длится уже более двух тысяч лет, и поэтому важно и интересно уяснить, что ставилось им в вину в древности, когда формировались основные постулаты антисемитизма, и как это отразилось в тех обвинениях, которые выдвигаются в их адрес сейчас. До наших дней дошло немало суждений античных авторов о евреях и иудаизме, как положительных, так и отрицательных. Они собраны в труде ученого Менахема Штерна, "Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме". Мы приведем лишь некоторые из них: Философ Феофраст (IV-III ее. до н.э.) с симпатией относился к евреям и называл их "племенем мудрецов", проводящих время "в беседах друг с другом о божестве". Историк Гекатей Абдерский жил во времена Александра Македонского (IV в. до н.э.) и уделил евреям и их истории в своих трудах много внимания. В частности, он сообщает, что, когда в Египте "в древние времена" случилась повальная болезнь, народ приписал эти несчастья божественному гневу и решил, что следует из страны изгнать иноземцев. Часть из них "отправились в Элладу и в какие-то еще страны... Но большинство народа отправилось в изгнание в землю, называемую ныне Иудеей... Вел переселенцев человек по имени Мозес, далеко превосходивший других как мудростью, так и мужеством... Он воздвиг самое почитаемое у них святилище, научил чтить Бога и поклоняться ему". Историк Гермипп Смирнский (около 200 г. до н.э.), рассказывая о знаменитом философе Пифагоре, допускает, что "свою философию Пифагор принес эллинам от иудеев". Знаменитый Плутарх (I-II в. н.э.) упоминает евреев главным образом в связи с соблюдением ими субботы и пищевыми запретами. Враждебных евреям высказываний в его трудах не имеется. Трог из Помпеи (I в.до н.э. - I в. н.э.) одобряет успешную государственную политику евреев и пишет, что "верность закону вкупе с верностью Богу придала евреям невероятную силу". Историк и географ Страбон (I в. до н.э. - I в. н.э.) пишет о Моисее и проповедуемом им учении. Вот одно место из рассказа историка: "Для поклонения божеству Мозес полагался не на оружие, а на святыни и на само это божество; Этим он снискал себе уважение и построил небывалую державу, и даже жители окрестных земель охотно вошли в нее, видя, как с ними обращаются». Дальше Страбон отмечает, что преемники Моисея "некоторое время оставались верны его учению", а затем стали из-за различных суеверий нарушать их, и это привело к тяжелейшим последствиям. Но в Иерусалиме даже в труднейшие времена "благоговейно чтили свою святыню". До сих пор в статье речь шла о суждениях авторов, нейтрально или доброжелательно отзывавшихся о евреях, их обычаях и религии. Теперь же обратимся к сообщениям тех, чьи рассказы о евреях и оценки этого народа легли в основу антисемитских взглядов многих поколений людей. Одним из таких авторов был живший в I в. до н.э. ритор Аполлоний Молон. По словам еврейского историка Иосифа Флавия, Молон "отчасти по незнанию, но главным образом из недоброжелательства лживо и несправедливо написал о законодателе нашем, возводя на него клевету, будто он колдун и обманщик, "а на законы - что, дескать, они не научают никакой добродетели, но исключительно пороку... К тому же он говорит, что мы самые бездарные из варваров, и потому одни только мы не сделали никаких полезных для жизни изобретений". Историк Диодор Сицилийский (I в. до н.э.) говорит о том, что Моисей "основал Гиеросолимы, объединил народ, а кроме того, был для иудеев законодателем в их человеконенавистнических и беззаконных обычаях". В I в. н.э. жил один из самых злобных антисемитов древности - Апион. Он был ученым, исследовавшим творчество Гомера и написавшим сочинение по истории Египта. Обвинения Апиона в адрес евреев были многообразны. Он заявлял, что в Иерусалимском храме иудеи поместили ослиную голову, поклоняются ослу и считают его достойным благоговейного почитания". Гораздо более опасными для евреев были утверждения Апиона о том, что у них существует обычай приносить в жертву не евреев и что они "клянутся Богом, сотворившим небо, землю, море, не питать добрых чувств ни к кому из иноплеменников". Эти обвинения сохранились до наших дней. Известный философ Сенека (I в. н.э.) был первым римским писателем, давшим выход накопившемуся недовольству иудейской религией и ее воздействием на римское общество". И вот, быть может, самое яркое высказывание Сенеки о евреях, которое получило особую известность и признание у антисемитов последующих веков: "...обычай этого преступнейшего народа возымел такую силу, что принят уже по всей земле: побежденные дали законы победителям". И Гитлер спустя две тысячи лет повторяет, по сути, мысль Сенеки, утверждая, что евреи имеют "определенную четкую цель в голове - уничтожить ненавистные белые расы, столкнув их с культурных и политических высот, чтобы самим вскарабкаться на освободившееся место". А теперь обратимся к суждениям о евреях самого знаменитого римского историка - Тацита. О них он писал часто и много, и то, что он писал, оказало большое влияние на мнение европейцев о древнем народе. Позиция Тацита по отношению к евреям последовательно враждебна, их обычаи он называет "нелепыми и гнусными". Тацит в своем знаменитом историческом труде обещал писать "без гнева и пристрастия". В какой-то степени это получилось. Тацит рассказывает об обычаях евреев и замечает, что "каково бы ни было происхождение этих обычаев, они сильны своей древностью". Говоря о "мощи иудеев", Тацит одну из ее причин видит в том, "что среди своих верность их непоколебима и готовность к состраданию неизменна, всех же остальных они ненавидят, как врагов". Сделанный обзор некоторых из собранных в работе Менахема Штерна материалов показывает, что в далеком прошлом, как и сейчас, суждения о еврейском народе были разными: от доброжелательных, даже восторженных, до самых критических и откровенно враждебных. А то, что к евреям постепенно появилось враждебное отношение, имеет естественную и достаточно простую причину. Это результат рассеяния по миру после национальной катастрофы - вавилонского плена и рассеяния в VI в. до н.э. Народ, у которого была очень своеобразная религия, странные (так казалось окружающим) обычаи и быт, народ, становившийся опасным конкурентом в сфере экономики, особенно торговли, не мог не вызывать к себе недоброжелательства. И вызывал, и это чувство, наследство далекого прошлого, сохраняется у многих людей до сих пор. А набор сложившихся тогда обвинений в адрес евреев стал своего рода символом веры антисемитов.

Прочтено: 3442